Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Соблюдение прав граждан при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами

Оглавление

1. Введение 3

2. Осуществление перехода на новую систему обращения с ТКО, нормативно-правовое регулирование 5

3. Формирование тарифов, начисление, взимание и перерасчет платы

за вывоз ТКО7

4. Перерасчет платы за обращение с ТКО10

5. Оплата услуг по обращению с ТКО при отсутствии проживающих 12

6. Оплата за вывоз ТКО собственниками нежилых помещений 15

7. Взимание платы за обращение с ТКО по

фактическому потреблению 16

8. Меры социальной поддержки населения по оплате

за обращение с ТКО 19

9. Организация раздельного сбора ТКО 20

10. Заключение 25

Приложение:

Решение Круглого стола по теме: «Соблюдение прав граждан при

переходе на новую систему обращения с твердыми

коммунальными отходами» 28

Соблюдение прав граждан при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами

1. Введение

Ежегодно во всем мире происходитнеобратимое увеличение количества производимых твердых коммунальных и бытовых отходов. Рост производства, рост численности населения неминуемо приводит и к росту отходов потребления. Ведущие мировые страны последние несколько десятилетий заняты решением проблемыутилизации мусора и добились существенных успехов в данном деле.

В современной России вопрос утилизации мусора стоит особенно остро и требует принятия неотложных мер. Основная причина в том, что на всем протяжении развития государства, начиная со времен СССР, ему не уделялось должного внимания.

И вот с 1 января 2019г. в России начата масштабная реформа, предполагающая пересмотр самого сущностного подхода к проблеме утилизации мусора, требующая кореннойперестройки в сознанииграждан, в работе бизнеса, государственных органов и органов местного самоуправления.

Тот подход к цивилизованной утилизации мусора, который постепенно десятилетиями прививался гражданам развитых западных стран, необходимо в максимально сжатые сроки установить России, так каквремени для раскачкинет.

Одной из задач нового подхода к работе с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) являетсяминимальноезахоронение отходов, их максимальнаяпереработкаво вторичное сырье. Реформа позволит максимально вовлечь твердые коммунальные отходы во вторичный оборот и снизить экологический вред.

По России сейчас в среднем около10% отходов идет в переработку. В некоторых странах Западной Европы наоборот – столько захоранивается, а 90% перерабатывается. К этим показателям мы должны стремиться, на это нас нацеливает Президент РФ. По некоторым оценкам, сегодня в стране этот показатель не превышает 7 % и к 2024 году, по планам Правительства РФ, должен увеличиться до 36 %.

В Смоленской области, как и в целом по России, имеются проблемы с утилизацией твердых коммунальных отходов. По некоторым данным, на территории региона набирается более 250 тысяч тонн твердых коммунальных отходовежегодно, которые необходимо утилизировать, а в конечном итоге и перерабатывать, чтобы избежать ухудшения экологической ситуации.

На сегодняшний день главная проблема обращения с отходами в Смоленской областисостоит в том, что ряд региональных полигонов исчерпал свой ресурс.

Так, например, полигон твердых бытовых отходов «Кучино», где находится основная масса отходов области, заполнен на 93 %, полигон вГагаринском районе – на 97 %.

По этой причине возникла острая необходимость в рекультивации закрытых полигонов, а также в создании в соответствии с территориальной схемой двух логистических кластеров по переработке отходов: Западного (Смоленского) и Восточного (Вяземского).

Проводимое в стране, в том числе и на Смоленщине, реформирование отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами призвано перестроить весь алгоритм сбора и утилизации отходов, что позволит избавиться от стихийных свалок, перейти к раздельному сбору мусора и увеличить долю его переработки.

Выделяют два подхода к сортировке ТКО: на стадии сбора мусора, либо на местах их захоронения. В Смоленской области выбран второй путь – ТКО сортируются на отдельные фракции на полигонах с применением мобильных и стационарных мусоросортировочных комплексов.

По всей видимости, на начальном этапе реформы этот путь более реалистичен и осуществим. Насколько оправданным и экономически выгодным будет такаясортировка ТКО – покажет время. Но при таком подходе исключается участие в сортировке ТКО самих граждан, что не отвечает задачам проводимой реформы.

Исходя из информации Администрации Смоленской области, в перспективе в регионе стоит задача использования для сортировки мусора в местах его сбора двух контейнеров – для сухого мусора и для биоразлагаемых отходов.

Задача законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления в данном случае состоит в недопущении социального напряжения в обществеи в предотвращении негативных воздействий отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Необходимо отметить, что по различным федеральным оценкам – профильного Министерства природных ресурсов и экологии, Аппарата полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе - Смоленская область находится в «зеленой зоне» и в сравнении с другими субъектами Российской Федерации является регионом, где все достаточно неплохо обстоит с уборкой муниципальных образований от мусора.

Но это не означает, что можно успокоиться. Наоборот, имея прочный задел, необходимо стремиться к тому, чтобы наш регион занял лидирующие позиции в переходе на новую систему обращения с ТКО.

Это необходимо как в интересах населения Смоленской области, защиты прав граждан на благоприятную окружающую среду, комфортные условия проживания, гарантированные статьями 42 и 40 Конституции РФ, так и в интересах развития самого бизнеса, вовлеченного в сбор, переработку и утилизацию ТКО, что в конечном итоге приведет к дальнейшему поступательному развитию Смоленщины.

2. Осуществление перехода на новую систему обращения с ТКО, нормативно-правовое регулирование

С целью внедрения на территории России с 1 января 2019 годановой системы обращения с твердыми коммунальными отходами,законодателем предварительно был предпринят ряд последовательных шагов.

С 1 января 2016г. в федеральное законодательство внесены изменения, которые касаются внедрения нового механизма обращения с твердыми коммунальными отходами, предполагающие введение института Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также запрет захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации.

Федеральным законом от 29.12.2014г. № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» были введены такие понятия как «твердые коммунальные отходы» и «норматив накопления твердых коммунальных отходов». Введен новый вид коммунальной услуги - «обращение с твердыми коммунальными отходами (ТКО)»,обязанность по внесению платы за которую наступила 1 января 2019г.

Вот как законодатель определяет, что относится к твердым коммунальным отходам:

Твердые коммунальные отходы - отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В ст. 13.4. Федерального закона от24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывается, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов представляет собой базу данных о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

При этом, реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя:

- данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

- данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

(Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденныеПостановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039)

В настоящее времяболее 70 субъектов Российской Федерации полностью либо частично внедрили новую систему. Ожидается, что в ближайшее время в реформу включатся порядка 90 процентов регионов.

В соответствии с утвержденной Распоряжением Администрации Смоленской области от 19.07.17г. № 1057-р/адм, «дорожной картой», врегионебыл своевременно осуществлен переход на новую систему по обращению с ТКО. Утверждена региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, в Смоленской области на 2017-2019 годы (Постановление Администрации Смоленской области от 27.12.2017г. № 920).

Разработана территориальная схема обращения с отходами, в том числе с ТКО, имеется ее электронная модель, в соответствии с которой в регионе функционируют 14 полигонов ТКО и зафиксирован 21 несанкционированный объект размещения отходов.

Ссылка на Территориальную схему обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, на территории Смоленской областиимеется на сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии (https://gis.ecology67.org/portal/home/).

На сегодняшний день не все места накопления ТКО, в том числе и контейнерные площадки многоквартирных домов, индивидуальных предпринимателей, муниципальных учреждений имеются на Территориальной схеме обращения с отходами.

Учитывая, что с 01.01.2019г.органы местного самоуправления наделены полномочиями по созданию и содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, схем их размещения и ведения соответствующего реестра, восполнение пробелов в Территориальной схеме является их обязанностью.

В соответствии с постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» (№1039 от 31.08.2018г.) органы местного самоуправления обязаны вносить в реестр вновь созданные площадки накопления отходов.

Контроль за исполнением данныхобязанностей на территории области осуществляют региональные Управления Росприроднадзора, Роспотребнадзора, а также Департамент по природным ресурсам и экологии. Если контейнерная площадка обслуживает многоквартирный жилой дом, то контрольными функциями также наделяется и Государственная жилищная инспекция Смоленской области.

При выявлении нарушений органы исполнительной власти привлекают виновных к административной ответственности, а в случае неоднократного нарушения или невыполнения выданных предписаний применяется дисквалификация должностных лиц на срок до 3-х лет. В случае многоквартирного жилого дома дело направляется в суд и принимается решение об исключении данного дома из лицензии управляющей компании.

Постановлением Администрации Смоленской области № 404 были утверждены правила осуществления деятельности региональных операторов по обращению с ТКО на территории Смоленской области.

В апреле 2018г. в качестве регионального оператора по обращению с ТКО выбрано АО «Спецавтохозяйство», которое с 01.01.2019г. приступило к работе по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на всей территории Смоленской области.Свою работу АО «Спецавтохозяйство» будет осуществлять на протяжении не менее 10-ти лет.

К настоящему времени работа выстроена так, что транспортировкой ТКО в Смоленске и на большей части территории области занимается организация «Днепр. Смоленский регион». В Гагаринском, Тёмкинском, Угранском, Велижском, Руднянском районах и части Смоленского района эту работу выполняет компания «Мехуборка».

Постановлением Администрации Смоленской области от 01.08.2017г. № 503 утвержден порядок сбора ТКО (в том числе их раздельного сбора) на территории Смоленской области.

Таким образом, основные нормативно-правовые документы в сфере обращения с ТКО в Российской Федерации и в Смоленской области приняты, необходимые подготовительные процедуры проведены.

3. Формирование тарифов, начисление, взимание и перерасчет платы за вывоз ТКО

Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011г. № 354, предусмотрено 2 варианта расчета платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами:

- исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении;

- исходя из общей площади жилого помещения.

Законодатель предоставил право органам власти субъектов РФ принять решение о выборе того или иного способа оплаты.

Примерно в трети регионов России новый тариф был рассчитан исходя из площади жилых помещений, а две трети – исходя из количества проживающих.

Приказом Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии от 28.04.2017г. № 281-1/0103 установлены нормативы накопления ТКО для разных категорий объектовСмоленской области, как в зависимости от площади, так и в зависимости от количества граждан.

Применительно к многоквартирным домам и индивидуальным жилым домам в качестве расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив, предусмотрен 1 проживающий.Так, для домовладений установлен норматив в 1,82 куб. м на 1 человека в год.

Постановлением Департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике от 18.12.2018г. № 218 установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2019 год в размере 608,30 руб./куб. м (с НДС).

Исходя из приведенных цифр, путем несложных арифметических действий можно узнать размер ежемесячной платы за обращение с ТКО для граждан.

1). 608,30 руб./куб. м * 1,82 куб. м = 1107,106 руб. – плата за обращение с ТКО для 1 человека за 1 год.

2). 1107,106 руб. : 12 мес. = 92,26 руб.– плата за обращение с ТКО для 1 человека за 1 месяц.

С учетом норматива накопления, размер платы за услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в жилых помещениях на 2019 г. составляет на одного постоянно и/или временно зарегистрированного гражданина в месяц 92,26 руб.

Как раз эту сумму в 92,26 руб. на каждого зарегистрированного в жилье гражданина мы стали видеть в платежных документах с 01.01.2019г.

При этом необходимо иметь ввиду, что плата за содержание жилья должна быть уменьшена на сумму, ранее расходуемую на вывоз твердых бытовых отходов (ТБО), так как эта услуга из разряда жилищных перешла в разряд коммунальных.

Но так как до 1 января 2019г. за вывоз ТБОмы платили порядка 70 копеек с квадратного метра, то уменьшение платы за содержание жилья не будет эквивалентно 92,26 руб. (или 92,26 руб. умноженным на количество жильцов), а будет являться индивидуальной величиной для каждой квартиры, в зависимости от ее площади и количества зарегистрированных жильцов.

Есть мнение, что подушевой расчет усложняет администрирование начисления платежей. И выгоден лишь тому, кто живет один в большой квартире. А вот большим семьям, даже если они вынуждены проживать в однокомнатной малометражке, придется раскошелиться.

До 1 января 2019г.мы платили порядка 70 копеек с квадратного метра.Если брать среднюю площадь двухкомнатной квартиры 60 кв.м., то оплата за вывоз ТБО составлялаоколо 40-50 рублей. А если в квартире проживает семья из трех человек, то онапо новым правилам будет платить почти 300 рублей (92,26 руб. * 3 = 276,78 руб.).

Таким образом, с 01.01.2019г. для большинства семей, особенно многодетных, проживающих в небольших квартирах, плата за вывоз ТКО резко возросла.

Учитывая не высокий общий уровень жизни смолян, можно предположить, что основная масса населения вынуждена проживать в малогабаритных квартирах, часто по несколько семей, с престарелыми родителями.

Поэтому новые тарифы, на фоне общего повышения платы за коммунальные услуги из-за роста НДС до 20% с 01.01.2019г., больно ударили по большинству граждан.

Есть расхожая фраза: «Мусорят не метры, мусорят люди». Отчасти можно с ней согласиться. Действительно мусор производят люди. Но насколько очевидна связь количества производимого мусора от количества членов семьи? Вопрос открытый и не однозначный. Много ли остается мусора от маленьких детей, стариков и инвалидов? А все они вынуждены платить по одинаковому тарифу.

Нельзя забывать, что Россия – социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизньчеловека (часть 1 статьи 7 Конституции РФ). А органы государственной власти и органы местного самоуправления должны создавать условия для осуществления права на жилище.

Надо задать себе вопрос: насколько мы – органы власти, подумали о населении, принимая именно такое решение, насколько оно обоснованно?

Проводились ли исследования об условиях жизни среднестатистической семьи в Смоленской области? Есть ли информация о количестве зарегистрированных граждан в жилых помещениях по муниципалитетам? Сопоставлялась ли информация о площади жилых помещений с количеством в ней зарегистрированных? И на сколько изменился (скорее возрос, чем понизился) уровень поступления платежей за вывоз ТКО в сравнении с предыдущими годами?В конечном итоге – оправдывает ли себя установленный тариф или он подлежит корректировке?

Полагаем, что эти вопросы требуют проработки, статистического наблюдения в текущем году. Необходим постоянный мониторинг ситуации с вывозом ТКО и взиманием платы за эту коммунальную услугу, с обязательным учетом мнения населения.

В этой связи не исключается и переход в расчетах с населением исходя из площади жилых помещений, а не количества зарегистрированных в нем граждан. Тем более, что это в компетенции субъекта РФ. Но сначала надо посчитать.

Анализируя нормативы накопления ТКО для других, кроме жильцов в многоквартирных и частных домах, категорий объектов Смоленской области, обращает на себя внимание тот факт, что для одних установлен норматив исходя из площади помещения (к ним, например, относятся банки, офисные и административные учреждения, магазины, рынки), а для других – исходя из количества граждан.

При этом не всегда очевиден выбранный способ произведения расчетов за обращение с ТКО.

Так, все детские образовательные учреждения (детские сады, школы, колледжи, ВУЗы) должны платить за вывоз ТКО исходя из количества учащихся. Но в образовательных учреждениях дети в основном учатся, а не мусорят, проводят сравнительно не много времени. Да и возможный мусор от учеников будет состоять из оберток от конфет, печенья, тары от напитков, то есть малогабаритный.

К этой же категории отнесены и все предприятия общественного питания (кафе, столовые, рестораны и т. п.), спортивные клубы, туристические базы, библиотеки, выставочные залы и музеи.Справедливость установленных для этих групп тарифов тоже является дискуссионной.

Полагаем, что оплачивать услуги регионального оператора по обращению с ТКО указанные категории потребителей должны исходя из фактического накопления.

Необходимо проанализировать, с запросом мнения непосредственных потребителей этой коммунальной услуги, насколько обоснован и справедлив такой подход к взиманию платы за ТКО.Не отразится ли это негативно на развитии предпринимательской деятельности в регионе?

4. Перерасчет платы за обращение с ТКО

Учитывая тот факт, что обращение с ТКО является коммунальной услугой, законодательством предусмотрена возможность перерасчета за эту услугу, если она предоставляется ненадлежащего качества, либо потребитель ее не получает в силу своего отсутствия по месту проживания.

На основании ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ, при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Потребитель коммунальной услуги по обращению с ТКО, в соответствии с подпунктом «д» пункта 148(24) Правил предоставления коммунальных услуг, имеет право требовать от исполнителя уменьшения размера платы за предоставленную услугу ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

Факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества может быть обнаружен как исполнителем, которым для многоквартирных домов чаще всего является управляющая организация, так и потребителем, путем сообщения в аварийно-диспетчерскую службу.

Первые дни января 2019г. оказались сложными для всех регионов, приступивших к реализации «мусорной реформы». Смоленская область также столкнулась с организационными проблемами, связанными со сбором и вывозом мусора, в связи с нехваткой мусороуборочной техники, недостаточной подготовкой профильных компаний к работе, отсутствием информации о некоторых контейнерных площадках, не включенных в единый реестр.

Неоднократно в средствах массовой информации Смоленской области указывалось на несвоевременный вывоз мусорных контейнеров. Только в январе 2019г. в адрес Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии поступило около 700 обращений граждан.

Так, например, были зафиксированы несанкционированные свалки в Заднепровском районе г. Смоленска; в Ельнинском районе организован вывоз ТКО только из районного центра (там оборудовано 16 контейнерных площадок, хотя для района необходимо порядка 190); в Велижском районе в 5 сельских поселениях мусор не вывозится.

Люди постоянно звонили и в адрес управляющих организаций, и в АО «Спецавтохозяйство», и в наш адрес с жалобами на переполненные мусорные контейнеры.

Надо отдать должное – реагирование на жалобы было достаточно оперативным. Органам государственной власти – ведется постоянный контроль за деятельностью регионального оператора, осуществляется координация его работы, а также мониторинг проблем, связанных с вывозом мусора.

Но факт ненадлежаще оказанной коммунальной услуги, выразившийся в несвоевременном вывозе мусора, имел место, а какого-либо перерасчета за нее граждане в г. Смоленске не получили.

Основная проблема, как оказалось, состояла в фиксации факта предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества. Соответствующий акт могут составить как представители управляющей организации, так и сами жильцы

С учетом тех изменений в деятельности аварийно-диспетчерских служб, которые приняты законодателем и вступили в действие с 1 марта 2019г., предполагаем, что данная проблема должна быть снята. Гражданам достаточно будет одного звонка в управляющую организацию или региональному оператору для того, чтобы факт невывоза мусора был зафиксирован и в дальнейшем произведен перерасчет.

Необходимо отметить, что имеются жалобы, связанные с выставлением некорректных квитанций за вывоз ТКО, связанные с неверным указанием количества проживающих в жилых помещениях (так в г. Сафоново среди живых значились и умершие граждане), что вполне объяснимо для новой коммунальной услуги. В дальнейшем отдельные шероховатости должны быть устранены в ходе планомерной работы.

Также граждане, особенно жители первых этажей, жалуются, на громкий шум в ночное время, когда выгружают мусорные контейнеры из домов, оборудованных мусоропроводами.

Возможным решением проблемы было бы изменение графика вывоза мусора, оставив, при необходимости, вывоз мусора в ночное время из отдельно от многоквартирных домов расположенных мест (площадок) накопления отходов.

5. Оплата услуг по обращению с ТКО при отсутствии проживающих

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО рассчитывается из числа постоянно проживающих и временно проживающих потребителей в жилом помещении. Потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более 5 дней подряд.

При отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг отдельно регулируется ситуация с оплатой за вывоз ТКО в случае, если в жилом помещении отсутствуют постоянно или временно зарегистрированные граждане. В данном случае предлагается рассчитывать плату исходя из количества собственников такого помещения.

Когда у человека одна квартира, в которой он постоянно проживает, вопросов по оплате ТКО не возникает. Но если у человека несколько квартир или домов?

Например, гражданин прописан в своей квартире, где оплачивает вывоз ТКО из числа проживающих, и имеет в собственности другую квартиру, в которой никто не проживает. За нее также начисляется плата за вывоз ТКО, но уже из числа собственников. Если у него есть еще и домик в деревне, в котором он проживает изредка летом, то за этот домик тоже начисляется плата из числа собственников.

То есть мусор фактически вывозится только из квартиры, а платить за вывоз нужно трижды.

Если же домик в деревне, в котором проживают только летом, не целиком принадлежит одному человеку, то плата за вывоз ТКО начисляется по числу собственников.

Но ведь от количества непроживающих собственников мусора в доме не прибавляется. А если собственность на этот домик не долевая, а совместная мужа и жены, нажитая в период брака, как тогда считать собственников и плату?

Такой порядок расчета, с нашей точки зрения, представляется довольно спорным. Получается так, что чем больше собственников у одного жилого помещения, то есть, чем меньше их доли в праве собственности (а это указывает на то, что люди не относятся к разряду обеспеченных), тем больше они должны платить за вывоз ТКО.

С другой стороны, если в жилом помещении никто не проживает, то и ТКО из этой квартиры не накапливаются, вывозить их нет необходимости. Можно говорить, что в данном случае эта коммунальная услуга навязывается собственнику жилого помещения и он вынужден оплачивать не предоставленную ему коммунальную услугу, так как его мусора в мусорных контейнерах не имеется.

Обратимся к законодательству.

В силу п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, к которым относится и услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами, возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Согласно ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками помещений не является основанием невнесения платы за коммунальные услуги.

В соответствии с вышеуказанным пунктом 148(36) Правил предоставления коммунальных услуг, выставление Исполнителем коммунальной услуги счетов за предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, исходя из количества собственников жилого помещения, является правомерным, даже если в жилом помещении фактически никто не проживает.

Вместе с тем, на основании ч. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

Порядок перерасчета установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Пунктами 86, 90, 91 Правил предусмотрена возможность перерасчета размера платы за коммунальную услугу при временном отсутствии потребителя в жилом помещении более 5 календарных дней подряд, но не более 6 месяцев.

Право потребителя на перерасчет и соответствующая обязанность исполнителя услуги закреплена в п.п. 148(22) и 148(24) Правил.

Согласно п.п. 91, 92 Правил, в заявлении на перерасчет платы в связи с отсутствием потребителя указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя.

По истечении 6 месяцев потребитель имеет право вновь обратиться с таким заявлением на новый период.

На первый взгляд кажется, что проблем с перерасчетом платы за обращение с ТКО у собственников второго жилья не должно возникнуть. Но обращают на себя внимание некоторые ньюансы.

Во-первых, Правилами предполагается перерасчет платы за период временного отсутствия потребителя в жилом помещении. А в нашем случае отсутствие собственника постоянное, так как он имеет постоянную регистрацию в другом принадлежащем ему жилом помещении.

Во-вторых, обязательным условием перерасчета является предоставление собственником акта об отсутствии технической возможности установки прибора учета ТКО.

За составлением такого акта собственник обращается в управляющую организацию. Но есть большая вероятность, что в управляющей организации возникнут сложности в составлении такого документа, так как приказомМинрегиона России от 29.12.2011г.№ 627 «Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учета и порядка ее заполнения» предусмотрены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки приборов учета только холодной и горячей воды, электрической и тепловой энергии, природного газа. Критериев для ТКО данным документом не предусмотрено.

Полагаем, что данный вопрос требует проработки на уровне Правительства РФ.

Решением ситуации стало бы предоставление таким собственникам возможности производить перерасчет платы за вывоз ТКО за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, как это предусмотрено для других коммунальных услуг в Разделе VIIIПравил предоставления коммунальных услуг, путем внесения дополнений в данный раздел.

Другой вариант – установить для них плату исходя из площади жилого помещения, которая бы распределялась исходя из размера доли в праве собственности.

6. Оплата за вывоз ТКО собственниками нежилых помещений

Рассматривая проблему обращения с ТКО, не стоит упускать из внимания ситуацию с функционированием на первых этажах многоквартирных домов нежилых помещений, используемых индивидуальными предпринимателями под магазины, парикмахерские, мастерские и т. п.

Собственники и наниматели жилых помещений в многоквартирных домах не всегда платят только за свой мусор. Контейнерные площадки многоквартирных домов стоят открытыми, любой может бросить мусорный пакет, а то и не один. Особенно этим грешат юридические лица, многие магазины и кафе на первых этажах предпочитают не заключать договор на вывоз своего мусора, а сваливать все в контейнер у дома.

Вместе с тем, Правилами предоставления коммунальных услуг (п. 148(1).) предусмотрено, что собственник нежилого помещения в многоквартирном доме, в целях обеспечения обращения с ТКО, обязан заключить договор на оказание услуг непосредственно с региональным оператором, а также предоставить управляющей организации данные об объемах коммунальной услуги, потребленной за расчетный период в течение 3-х дней с момента получения запроса.

В свою очередь управляющая организация должна предоставлять региональному оператору сведения о собственниках нежилых помещений в многоквартирном доме, а также направлять уведомления таким собственникам о необходимости заключения договоров на вывоз ТКО.

Как обстоит работа в данном направлении? – сведений у Уполномоченного нет. Но в целях защиты прав граждан – жителей многоквартирных домов при обращении с ТКО (жильцы не должны оплачивать подкидываемый им мусор собственниками нежилых помещений), работа по ограничению подброса мусора в контейнеры многоквартирных домовдолжна вестись, за ней должен быть осуществлен постоянный контроль.

7. Взимание платы за обращение с ТКО по фактическому потреблению

Анализируя вышеизложенное, можно прийти к выводу, что самым справедливым вариантом взимания платы за обращение с ТКО являлась бы оплата потребителями по фактическому объему вывезенного мусора.

Особенно актуален переход к оплате по фактическому сбору отходов для сельских населенных пунктов и частных домовладений. Не редко случается так, что эти объекты находятся на значительном удалении друг от друга, в них отсутствуют контейнерные площадки для сбора мусора.

Возможно, стоит для удаленных территорий и маленьких населенных пунктов установить свои правила вывоза мусора.Из-за действующих СанПиНов, которые предусматривают ежедневный вывоз мусора, сегодня запустить вывоз мусора из этих территорий проблематично.

Ранее жители частного сектора, дачные, гаражные кооперативы не всегда прибегали к услугам специализированных организаций по вывозу мусора. Зачастую мусор от частных домовладений оказывался в контейнерах соседних многоквартирных домов, и что хуже – в оврагах и на обочинах дорог.

Надеемся, что 2019г. ситуация должна измениться, обязанность заключения договоров с региональным оператором наступает у всех собственников ТКО и региональный оператор сможет организовать сбор и транспортировку мусора не только от многоквартирных домов, но и от частного сектора и даже в отдаленных сельских поселениях.

Региональным оператором по обращению с ТКО на территории Смоленской области предусмотрено осуществление расчетовдля юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по количеству и объему контейнеров.

Такна сайтеАО «Спецавтохозяйство» указано, чтов случае, если количество вывозов твердых коммунальных отходов меньше запланированного по договору объема услуги в месяц, после получения счета на оплату можно обратиться к региональному оператору с заявлением о перерасчете с приложением подтверждающих фактическое количество вывезенных твердых коммунальных отходов данных.

Вся государственная политика последних лет направлена на стимулирование к оплате всех коммунальных услуг исходя из показаний приборов учета.

Коммунальная услуга по вывозу ТКО не предполагает установку какого-либо прибора учета. Но здесь он и не нужен. Так как реально можно подсчитать объем вывезенных ТКО с использованием контейнеров для их сбора.

Возвращаясь к оплате вывоза ТКО жителями многоквартирных домов, обратимся к Приложению № 1 Правил предоставления коммунальных услуг, в котором установлены требования к качеству этой услуги.

Так вывоз ТКО из мест (площадок) накопления в холодное время года (при среднесуточной температуре +5 град. Цельсия и ниже) должен быть не ниже 1 раза в трое суток. В теплое время года должен быть обеспечен ежедневный вывоз мусора.

Основываясь на этих требованиях можно рассчитать примерное количество вывозов ТКО за год для каждого многоквартирного дома.

Количество и объем контейнеров для сбора ТКО по каждому многоквартирному дому должны быть известны оператору.Тариф за услугу Регионального оператора по обращению с ТКО установлен в размере 608,30 руб. за 1 куб. м.

Таким образом, путем несложной операции умножения, есть возможность посчитать реальную ежегодную стоимость вывоза мусора для каждого многоквартирного дома. А затем эту стоимость разделить между квартирами дома исходя или из их площади, или из количества проживающих граждан. Окончательное решение могло бы приниматься на общем собрании собственников жилья в многоквартирном доме.

Но для начала необходимо произвести предварительные расчеты и представить жильцам его результаты на рассмотрение и для принятия решения.

На сегодняшний день, во избежание роста социального недовольства, полагаем справедливым наделить общее собрание собственников многоквартирного дома полномочиями по выбору способа оплаты за вывоз ТКО: исходя из количества зарегистрированных или из общей площади жилья.

В этом случае необходимо будет дополнительно установить норматив накопления ТКО для граждан исходя из площади домовладений.

В субъектах России уже есть примеры такого подхода к расчетам платы за обращение с ТКО. Так, например, в Воронежской области утвердили льготный тариф для населения кластера, в который вошли два города и семь районов. Плату за обращение с ТКО там взимают без учета норматива накопления, а пофактическому объему мусора из каждого многоквартирного дома с учетом площади каждой квартиры в нем. При таком подходе получается цена услуги, привязанная к одному метру жилья.

А в Удмуртии региональный оператор по обращению с ТКО запустил эксперимент по дифференцированной плате за вывоз мусорадля тех, кто сортирует отходы.

Эксперимент продлится год. Это нужно, чтобы охватить все сезоны и сравнить их по количеству вывозимых отходов. Участвовать в нем будут 10 многоквартирных домов, а чтобы попасть в программу, каждый из них должен иметь свою закрытую контейнерную площадку. Либо огороженной должна быть вся придомовая территория.

Ежеквартально будет проводиться учет числа жильцов дома. Взамен регоператор установит обычные контейнеры, исходя из нормативов накопления, и три контейнера под раздельный сбор отходов: для пластика, бумаги, стекла и металла, а также камеры видеонаблюдения.

Эксперимент призван обеспечить справедливое и объективное начисление платы за фактические объемы ТКО, важно, чтобы жители платили ровно за то количество отходов, которое они образуют.

О том, что платить за ТКО надо по количеству вывезенных контейнеров, то есть по факту, а не по нормативу, на совещании Правительства РФ 19.02.2019г. говорил его председатель – Медведев Д. А.:

«В рамках реформы обращения с твердыми коммунальными отходами регионы должны стремиться к тому, чтобы граждане не переплачивали за вывоз мусора. В этом и заключается общая задача реформы - не только перестроить отрасль, но и не допустить резкого и необоснованного роста платы за вывоз мусора. Важно также, чтобы жители региона оплачивали вывоз мусора из фактического объема, который накоплен в контейнерах. Трудно определить, сколько мусора приходится на каждого человека, однако нужно стремиться к тому, чтобы люди не переплачивали. Вот это ключевая задача. Для этого региональные и муниципальные власти должны внимательно пересмотреть нормативы накопления отходов. Этим нужно заняться немедленно, а в скором будущем вообще перейти на оплату услуг по сбору и вывозу мусора исходя из его фактического объема».

Все чаще на федеральном уровне высказывается мнение, что регионы могут перейти на оплату вывоза мусора не по количеству жильцов или площади жилья, а по фактическому сбору отходов уже в 2019 году. О том, что переход на оплату "по факту", а не по нормативам планируется осуществить в течение года, сообщил заместитель председателя правительства Алексей Гордеев:

«Надо исходить не из теоретических нормативов по накоплению отходов, а из их фактического накопления и объемов. Сколько отходов непосредственно дает такой-то дом или населенный пункт, за них и надо платить, - сказал он. - Мы ставим задачу в течение года такие новеллы ввести, особенно для сельских населенных пунктов. С них и начнем».

В заключении данного раздела хотелось бы призвать как органы власти и местного самоуправления, так и граждан, частных предпринимателей к более активному участию в выстраивании системы оплаты за вывоз ТКО. Так, чтобы это было выгодно одним и не обременительно для других. А в итоге – справедливо.

8. Меры социальной поддержки населения по оплате за обращение с ТКО

Плата за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, как и в случае с другими коммунальными услугами, будет учитываться при предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг семьям с низкими доходами (малоимущим).

Нормами действующего федерального и областного законодательства для граждан льготных категорий установлены меры социальной поддержки по оплате за новую услугу – компенсация расходов составляет 50%.

Таким образом, с учетом действующих тарифа и норматива накопления ТКО максимальный размер компенсационной выплаты составит 55,48 рублей на человека в месяц.

В Смоленской области право на получение мер социальной поддержки при оплате за обращение с ТКО, согласно действующего федерального и регионального законодательства, имеют следующие категории граждан:

- инвалиды;

- семьи, имеющие детей-инвалидов;

- инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;

- участники Великой Отечественной войны;

- лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин;

- граждане, пострадавшие от радиационных катастроф;

- бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны;

- ветераны труда;

- ветераны военной службы;

- реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Для получения компенсации гражданам необходимо обратиться в отдел социальной защиты населения по месту жительства. При этом гражданам, состоявшим на 01.01.2019г. на учете в Департаменте Смоленской области по социальному развитию в качестве получателей компенсации по оплате коммунальных услуг, компенсация расходов по оплате обращения с ТКО будет начислена без их обращения в органы социальной защиты населения.

В связи с переводом обращения с ТКО в разряд коммунальных услуг, для некоторых категорий льготников изменится порядок оплаты данной услуги.

Так граждане из числа ветеранов боевых действий, для которых не предусмотрены меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, должны будут вносить плату за обращение с ТКО в полном размере.

В то же время у инвалидов, семей, имеющих детей-инвалидов, граждан, пострадавших от радиационных катастроф, проживающих в частном жилищном фонде, компенсация расходов по оплате жилого помещения для которых не предусмотрена, появилось право на компенсацию расходов по обращению с ТКО в составе компенсации расходов за коммунальные услуги, предоставляемых вне зависимости от вида жилищного фонда.

Также необходимо иметь ввиду, что для всех малообеспеченных граждан федеральным законодательством предусмотрена мера социальной поддержки в виде субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

В Правительстве РФ отмечается, что регионы должны развивать практику предоставления отдельным категориям граждан льгот при оплате утилизации мусора. И работа в данном направлении идет.

Так, с 1 апреля в Амурской области появится и новая категория льготников: многодетные семьи, педагоги и медработники, вышедшие на пенсию. Право на скидку получат жильцы благоустроенных многоквартирных и частных домов, где нет печного отопления.

В Оренбуржье утвердили льготы для многодетных семей, для детей войны и тружеников тыла.

В Омской области 100-процентную компенсацию расходов за вывоз мусора имеют право Герои Советского Союза и РФ, полные кавалеры ордена Славы, награжденные золотой медалью "За особые заслуги перед Омской областью", почетные граждане региона.

Планируют ввести льготы для ветеранов и инвалидов ВОВ и боевых действий, почетных граждан в Саратовской области. Размер скидки составит 50 процентов.

9. Организация раздельного сбора ТКО

Конечной целью всей реформы отрасли по обращению с твердыми коммунальными отходами является создание устойчивой и не обратимой тенденции к формированию раздельного сбора твердых коммунальных отходов как в работе государственных органов и бизнеса, так и у всего населения России. Привить в сознании каждого гражданина, начиная с детского возраста необходимость раздельного сбора мусора, а соответственно, бережного и экономного отношения к окружающей природе – задача проводимой масштабной реформы.

Сейчас мы находимся лишь в начале сложного и долгого пути. Но от каждого из нас зависит насколько быстро и успешно мы его пройдем, так как другой альтернативы этому нет. Отказ от современной системы утилизации отходов неминуемо приведет к экологической катастрофе.

По оценкам Правительства РФ, в настоящее в России ежегодно образуется ТКО порядка 60 миллионов тонн.Основной моделью обращения с отходами является их захоронение. При этом, из около 4 тысяч полигонов для ТКО, имеющихся в России, полторы тысячи не соответствуют экологическим стандартам.

В конечном итоге мы должны прийти к модели, когда доля захоронения не должна превышать 30 процентов. Все остальное должно перерабатываться во вторичное сырье. Сегодня мы имеем обратную картину.

Правительством РФ поставлена амбициозная задача, основной акцент сделан на переработке ТКО, поэтапновводитсязапрет на захоронение определенных видов товаров и продукции. А если нельзя в землю, значит, необходимо ТКО переработать.

Мусоросжигательные заводы, какие бы высокотехнологичные они ни были, это не панацея от всех бед, а лишь один из способов переработки ТКО в энергию. В большинстве стран мусоросжигательные заводы - предпоследняя ступень перед захоронением. А основа - это переработка отходов во вторичное сырье.

У нас есть опыт европейских стран, которые проходили этот путь 30 лет. Чтобы это произошлобыстрее, нужно на каждом этапе, начиная от сбора, и заканчивая переработкой, создавать такие механизмы, которые выгодны бизнесу. Это очень непростая задача, которая потребует больших капитальных вложений.

В Смоленской области система раздельного накопления отходов внедряется поэтапно. В 2019 - 2020 г.г. планируется установить мобильные мусоросортировочные комплексы на всех полигонах ТКО. Уже с 2019 года в муниципальных образованиях устанавливаются контейнеры с цветовой идентификацией для раздельного накопления твердых коммунальных отходов.

Впереди еще многое предстоит сделать. Для того, чтобы система раздельного накопления отходов в нашем регионе эффективно заработала, необходимо развивать отрасль вторичного использования отходов производства и потребления, научиться создавать продукцию из вторичного материала по качеству, не уступающему мировым стандартам.

По состоянию на 1 января 2019 года на территории региона установлено 18 контейнеров для организации сбора ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока (батареек)от населения и 20 контейнеров - для раздельного накоплении ТКО.

В конце прошлого года Минприроды России на безвозмездной основе предоставило региону три контейнера для сбора отработанных батареек, которые установлены в зданиях Администрации области (площадь Ленина, д. 1, ул. Октябрьской революции, д. 14 а, ул. Кловская, д. 13) с беспрепятственным доступом для смолян.

Надеемся, что в дальнейшем аналогичные контейнеры появятся в каждом муниципальном образовании. Не лишним в перспективе было бы обеспечить все контейнерные площадки инфраструктурой для сбора опасных отходов.

На сайте Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии размещена интерактивная карта, содержащая подробную информацию, конкретный адрес и географические координаты мест, где можно сдать раздельный мусор, а также ртутьсодержащие отходы и батарейки.

На объектах размещения твердых коммунальных отходов, расположенных в Дорогобужском, Ельнинском, Руднянском, Починковском, Новодугинском, Гагаринском, Хиславичском, Вяземском районах действует мобильная мусоросортировочная станция. На самом крупном полигоне ТКО - «Кучино» в 2018 году смонтирована стационарная мусоросортировочная станция.

Существенная проблема на территории Смоленской области заключается в отсутствии необходимого количества контейнеров и оборудованных мест накопления ТКО.

Региональными властями постоянно ведется мониторинг таких площадок, их технического состояния, количества контейнеров. При необходимости устанавливаются дополнительные мусорные баки как за счет средств регионального оператора, администраций муниципальных образований, так и за счет управляющих организаций. В настоящее время на территории области оборудованы свыше 5,5 тысяч контейнерных площадок.

По информации Администрации Смоленской области, в период с 2020 по 2025 годы планируется обустройство 14 мусоросортировочных комплексов на всех полигонах ТКО, линий по переработке крупногабаритного мусора, пластмассовых и пластиковых изделий, шин, сельскохозяйственных отходов, компьютеров, электроники, бытовой техники, линий по производству щепы и гранул из древесных отходов.

В это же время запланирована установка оборудования для производства резиновой плитки и покрытий, переработки пластика и пакетирования вторсырья.

Кроме того, в 2023-2024 годы в Демидовском и Рославльском районах планируется строительство мусороперегрузочных станций, на которых будет осуществляться двухэтапная система транспортирования отходов с использованием мусоровозов, обеспечивающих достижение экономического эффекта за счет снижения транспортных издержек. Под эти цели уже отмежеваны земельные участки и подготовлена проектно-сметная документация.

В случае предоставления субсидии из федерального бюджета в рамках национальных проектов в период с 2021 по 2024 годы планируется ликвидировать и рекультивировать территории шести несанкционированных объектов размещения отходов, выявленных в границах городов и населенных пунктов на 1 января 2018 года. Речь идет о незаконных свалках в Руднянском, Духовщинском, Демидовском и Велижском районах.

Губернатором Смоленской области – Алексеем Островским поручено проработать вопрос поиска инвесторов для строительства и модернизации объектов, осуществляющих переработку отходов, поскольку регионне в состоянии финансово обеспечить за бюджетные средства строительство этих объектов.

В этой связи перспективным представляется инициатива о сотрудничестве Администрации Смоленской области и исправительных учреждений Смоленской областипо сортировке и переработке твердых коммунальных отходов

Так Учреждения уголовно-исполнительной системы области выразили готовность как создать совместные производства по утилизации ТКО на территории исправительных учреждений, так и привлечь осужденных к работе по сортировке мусора.

Данное предложение было встречно позитивно руководством АО «Спецавтохозяйство». Оказалось, что найти рабочих на такой род деятельности непросто, несмотря на стабильную и не самую низкую заработную плату.

Полагаем, что применение института государственно-частного партнерства в сфере обращения с ТКО может явиться тем инструментом, который даст импульс к взаимовыгодному развитию всей системы, появлению новых рабочих мест, увеличению поступления в бюджет региона налоговых отчислений.

Правительством РФ поставлена задачаперейти до конца года на сортировку и прием отходов в два контейнера: для так называемых сухих отходов(пластик, стекло, бумага, металл), которые можно переработать во вторсырье, и мокрых - органических, которые подлежат утилизации современным способом.

В перспективе, чтобы снизить для жителей тариф, планируется сделать вывоз сухих отходов, идущих на переработку, для граждан бесплатным.

В Правительстве РФ отмечается, что в ходе реформы в ряде субъектов может быть предусмотрена компенсация региональным операторам за снижение тарифов для населения. Компенсации планируется заложить в региональные бюджеты. Субъектам РФ с низкой бюджетной обеспеченностью и с большой территорией может быть предоставлена дополнительная поддержка из федерального бюджета.

По предварительным данным, по оценкам регионов, тарифы могут снизиться на 30 процентов от утвержденных на данный момент.

Вторая задача, которую ставит Правительство РФ – перейти к оплате по фактическому сбору отходов. Особенно это справедливо для сельских населенных пунктов, где в первую очередь должна быть введена эта практика.

Такой подход действует во многих странах.

Например, в Германии у каждого дома стоит несколько контейнеров для сбора разных фракций отходов.Но на стоимость услуги по обращению с отходами для населения влияет скорость и объем наполнения только одного контейнера - со смешанными отходами.Утилизацию биоотходов финансирует муниципалитет. А вывоз и переработку содержимого контейнера с макулатурой, алюминием, бумагой, картоном и другими отдельно собранными фракциями оплачивают компании, которые аккумулируют платежи за расширенную ответственность производителей упаковки по всей стране. Эта стоимость заложена производителем в цену товара.

Такой подход стимулирует немцев тщательно сортировать отходы, так как напрямую сокращает их расходы на утилизацию мусора.

Представляется перспективным применение такого подхода к обращению с ТКО и в нашей стране.

Установкой одних лишь контейнеров для раздельного сбора мусора проблему не решить. Необходимо заинтересовать людей в раздельном сборе ТКО, в том числе и через материальное стимулирование. Если у граждан появится возможность, пусть и за не большую плату, сдать обратно стеклянную и пластиковую тару, жестяные банки и картон, то это послужит мощным стимулом к тому, что такие отходы просто не будут выбрасываться. А это, в свою очередь уменьшит общий объем вывозимых ТКО, снизит нагрузку на регионального оператора.

Далеко за примерами ходить не надо. Вспомним времена СССР, когда, идя в магазин за молоком, мы брали пустые молочные стеклянные бутылки и фактически ими расплачивались за новый товар.

Государству необходимо возродить приемные пункты вторсырья, сделать их в шаговой доступности, заинтересовать бизнес принимать использованную тару прямо в местах продажи товаров.

В этом направлении Правительство РФ работает. Так, заместитель председателя Правительства РФ – Алексей Гордеев в одном из интервью заявил, что уже в этом году в России могут появиться первые фандоматы - автоматы по приему пластиковых и стеклянных бутылок.

Такие автоматы работают на основе системы депонирования – залогового платежа за упаковку. Это позволяет максимально вовлечь упаковку во вторичный оборот.

В Европе повсеместно стоят автоматы, которые принимают бутылку обратно, и выдают деньги или чек для покупки в магазине. Бутылка идет в переработку или используется в качестве упаковки повторно.

Главное преимущество данной технологии в том, что она дает возможность собрать отходы как можно раньше. Чем раньше собрать отходы, тем качественнее их можно будет переработать, так как они поступают в автоматчистыми и не загрязняются.

Это важное преимущество данной системы. Как правило, она касается упаковки напитков. Важен и социальный эффект от данной системы. Люди постепенно приходят к бережливому обращению с отходами.

В Министерстве природных ресурсов и экологииРФ считают,что в будущем плата за вывоз мусора должна сократиться за счет раздельного сбора отходов (РСО). Так, министр данного ведомства – Дмитрий Кобылкинпо итогам заседания правительственной комиссии по вопросам обращения с отходами производства и потреблениязаявил, что «надо сделать так, чтобы тариф дальше не увеличивался, тариф должен только снижаться за счет того, что люди будут сортировать мусор и за сортированный мусор они не должны платить».

Также министр отметил, что в ближайшее время будут приняты законодательные инициативы для того, чтобы люди платили по факту накопления ТКО.

В Правительстве РФ обсуждается возможность закрепить обязанность по обустройству и содержанию контейнерных площадок за региональными операторами. Это позволит приспособить существующие площадки под раздельный сбор мусора, однако не должно сопровождаться ростом тарифов. Задача трудноразрешимая, так как сегодня за состояние и обустройство площадок отвечают муниципалитеты, арегиональные операторы затраты на их содержание и обустройство не планировали.

Председатель Правительства РФ потребовал от губернаторов держать у себя реформу под жестким контролем:

«Самым худшим результатом этой работы, просто ее дискредитацией, будет ситуация, когда тариф вырос, пусть даже не очень значительно - значительно расти просто не должен, - а никаких изменений не видно. Вот это категорически недопустимо, и ровно этим нужно заниматься. Если преобразования идут, система должна меняться, людям должно становиться лучше от этого. Хочу, чтобы все это осознали как свою индивидуальную ответственность в качестве главы субъекта Федерации».

В заключении хотелось бы привести слова Президента России – В. В. Путинаиз Послания Федеральному Собранию 20.02.2019г. о проводимой реформе обращения с ТКО:«Если все сведется к росту платы за вывоз мусора – это не работа, а профанация. Люди должны видеть за что они платят немалые деньги и какие реальные изменения происходят».

10. Заключение

Конституцией Российской Федерации гарантируется защита прав граждан на благоприятную окружающую среду, комфортные условия проживания. Начатая государством в 2019г. масштабная реформа всей отрасли обращения с твердыми коммунальными отходами несет в себе конечную цель защиты вышеуказанных гражданских прав.

Но одними лишь мерами со стороны государства проблему не решить. Необходимо тесное взаимодействие и сотрудничество с бизнес-структурами и гражданским обществом. Только консолидация усилий позволит решить проблему утилизации и переработки мусора в России.

С введением в 2019г. новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами к Уполномоченному по правам человека в Смоленской области поступает большое количество обращений и жалоб от смолян, связанных с организацией сбора мусора в регионе, требующих всестороннего обсуждения.

Принимая во внимание важность и масштабность затронутой проблемы, в целях обеспечения соблюдения прав граждан и предупреждения возможной социальной напряженности, Уполномоченным в марте 2019г. был организован Круглый столпо теме: «Соблюдение прав граждан при переходе на новую систему обращения с твердыми коммунальными отходами», с привлечением заинтересованных государственных органов, общественных организаций и представителей граждан, за которым мы максимально постарались собрать компетентные профильные ведомства, представителей общественности, бизнеса и населения Смоленской области.

В рамках обозначенной темы были обсуждены следующие вопросы:

1. О ходе реализации в Смоленской области новой системы обращения с ТКО (состояние нормативно-правового регулирования, степень готовности территориальной схемы обращения с отходами, проведенные и планируемые организационные и технические мероприятия).

2. Организация на территории Смоленской области процесса сбора ТКО (заключение договоров на вывоз ТКО с жильцами многоквартирных домов, частными домовладениями и индивидуальными предпринимателями, обустройство мест (площадок) накопления ТКО и оборудование их контейнерами). Деятельность Регионального оператора по обращению с ТКО.

3. Формирование тарифов, начисление, взимание и перерасчет платы за вывоз ТКО, меры социальной поддержки населения по оплате за обращение с ТКО.

4. Необходимые направления и пути совершенствования работы по обращению с ТКО на территории Смоленской области, переходу на систему раздельного сбора мусора.

Участники Круглого стола, заслушав и обсудив вопросы, касающиеся хода реализации на территории Смоленской области новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, отметили, чтопроблема защиты окружающей среды от негативного воздействия отходов производства и потребления является одной из важнейших экологических и социально-значимых проблем Смоленской области.

Политика в сфере управления отходами на территории Смоленской области, в целях защиты прав граждан, должна быть ориентирована на создание эффективной системы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами и проводиться путем снижения уровня негативного воздействия на окружающую среду, а также предупреждения и сокращения образования отходов, их вовлечения в повторный хозяйственный оборот.

В этой связи необходимо усилить влияние органов законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления на решение проблемы обращения с ТКО.

Поиск взаимно приемлемых решений следует производить совместно и максимально оперативно, во избежание роста противодействия между управляющими организациями, поставщиками и потребителями услуги по обращению с ТКО, что может привести, как отмечалось в выступлениях участников данного Круглого стола, к нежелательной социальной напряжённости.

Принимая во внимание изложенное, а также предложения и рекомендации, высказанные в процессе работы Круглого стола его участниками, в целях обеспечения прав граждан при предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, эффективного внедрения на территории Смоленской области новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами, сотрудничества всех заинтересованных сторон и организаций, участники Круглого стола приняли рекомендацииконкретным органам власти и местного самоуправления Смоленской области.

Как показывает дальнейшая практика, работа в сфере обращения с ТКО на территории Смоленской области планомерно ведется, рекомендации Круглого стола приняты органами местного самоуправления к исполнению.

Приложение к докладу

Решение Круглого стола на тему: «Обеспечение прав граждан в Смоленской области в ходе реализации новой системы обращения с твердыми коммунальными отходами»

РЕКОМЕНДОВАТЬ:

1. Департаменту Смоленской области по природным ресурсам и экологии:

- обеспечить оперативное внесение изменений в Территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами на территории Смоленской области;

- проводить обсуждения с общественными организациями и гражданами по вопросам обращения с ТКО;

- проанализировать, с привлечением заинтересованных лиц со стороны потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Смоленской области нормативы накопления ТКО с целью возможного изменения расчетной единицы, в отношении которой устанавливается норматив;

- вести разъяснительную работу с населением по вопросам, связанным с переходом на новую систему обращения с ТКО (в том числе о возможности перерасчета платы за некачественно оказанную услугу и за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, о механизме начисления платы за обращение с ТКО).

2. Органам местного самоуправления Смоленской области:

- обеспечить своевременное формирование и ведение реестров мест (площадок) накопления ТКО с опубликованием таких реестров на официальных сайтах муниципальных образований;

- совместно с собственниками мест (площадок) накопления ТКО проработать вопрос по увеличению количества мест (площадок) накопления ТКО пропорционально количеству проживающего населения;

- подготовить и направить в адрес Департамента Смоленской области по природным ресурсам и экологии свои потребности и предложения по установлению мест (площадок) с раздельным накоплением ТКО, а также контейнеров для ртутьсодержащих отходов и отработанных источников малого тока;

- обеспечить для населения более широкую возможность на возмездной основе сдавать твердые коммунальные отходы, годные для вторичной переработки (например, стеклотару, картон, бумагу, пластик);

- вести разъяснительную работу с населением по вопросам, связанным с переходом на новую систему обращения с ТКО, с привлечением местных средств массовой информации (в том числе о возможности перерасчета платы за некачественно оказанную услугу и за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, о механизме начисления платы за обращение с ТКО).

3. Региональному оператору по обращению с ТКО – АО «Спецавтохозяйство»:

- в 2019г. провести анализ объема образующихся ТКО на территории Смоленской области, с целью уточнения нормативов накопления ТКО;

- пересмотреть, по возможности, график вывоза ТКО в ночное время из многоквартирных домов, оборудованных мусоропроводами;

- вести разъяснительную работу с населением по вопросам, связанным с переходом на новую систему обращения с ТКО (в том числе о возможности перерасчета платы за некачественно оказанную услугу и за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, о механизме начисления платы за обращение с ТКО).

4. Главному управлению «Государственная жилищная инспекция Смоленской области»:

- обеспечить постоянный и своевременный контроль за исполнением управляющими организациями своих обязанностей в сфере обращения с ТКО.

- вести разъяснительную работу с населением по вопросам, связанным с переходом на новую систему обращения с ТКО (в том числе о возможности перерасчета платы за некачественно оказанную услугу и за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении, о механизме начисления платы за обращение с ТКО).

5. Уполномоченному по защите прав предпринимателей в Смоленской области:

- обеспечить постоянный мониторинг ситуации взаимодействия бизнеса и органов власти, местного самоуправления Смоленской области в сфере обращения с ТКО.

6. Уполномоченному по правам человека в Смоленской области:

- проанализировать и систематизировать ход проведения реформы по обращению с ТКО на территории Смоленской области и подготовить специальный доклад;