Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

ВЯЗЬМИЧИ ПОБЫВАЛИ В ДУХОВНОМ ЦЕНТРЕ РОССИИ

07.10.2006 194

ВЯЗЬМИЧИ ПОБЫВАЛИ В ДУХОВНОМ ЦЕНТРЕ РОССИИ

   Паломническую поездку в храмы и  монастыри Калужской области сотрудники городской администрации совершили 6 октября. Вязьмичи побывали в  Свято-Введенской Оптиной пустыни и Казанской Свято-Амвросиевской женской пустыни в селе Шамордино
Паломническая поездка состоялась по инициативе Главы Вяземского городского поселения В.И. Семейкина. Большинство сотрудников городской администрации впервые увидели святые места калужской земли, и впечатления от поездки остались самые незабываемые. К тому же, у вязьмичей был замечательный гид – матушка Соломия, которая в девяностых годах принимала непосредственное участие в восстановлении Оптиной пустыни.

ОПТИНА ПУСТЫНЬ

   Как известно, монастырь Свято-Введенской Оптиной пустыни был основан в XV веке. Монастырь находится приблизительно в четырех  километрах от города Козельска,  на правом берегу реки  Жиздры. По преданию основателем обители был предводитель лесных разбойников Опта после своего обращения к праведной жизни. Подробности этого обращения, увы, неизвестны. Известно, что Оптой было основано еще несколько обителей, но в которой из них он окончил свои дни, доподлинно неясно.
   За время своего существования пустынь претерпела многочисленные невзгоды. До XVIII века  материальное состояние Оптиной пустыни было тяжелым.  Обитель была разоряема поляками и литовцами, была упраздняема и вновь восстанавливаема. В 1773 году в монастыре было всего два монаха - оба глубокие старики.
   В конце XVIII века обстановка изменилась. Со всех сторон России стали поступать пожертвования; монастырь приобрел угодья, мельницу, обустроил каменные здания.
   В 1821 году в монастыре был устроен скит. Здесь селились особо сподобившиеся «пустынники» - люди, которые многие годы провели в совершенном уединении. В первой половине XIX столетия в обители по примеру древних обителей Афона, соблюдалось старчество, известное тогда только в немногих русских пустынных монастырях. Всей духовной жизнью монастыря ведал «старец» (настоятель оставался администратором).
   Со всех сторон к монастырю потянулись страждущие.
   Скромный по своему внешнему облику монастырь стал знаменит благодаря резко отличающему его от других русских обителей внутреннему строю, единству иноческого жития, благотворному влиянию старцев на множество приходящих в обитель богомольцев. В обители также издавалось большое число православных книг для благочестивых читателей, раскупавшихся сотнями тысяч экземпляров
   В конце девятнадцатого века Оптина пустынь приобрела всенародную известность, расцвела и окрепла, став в числе первых по строгости иноческой жизни, по обилию добродетельных подвигов братии. Оптина пустынь по праву приобрела статус одного из духовных центров России.
В схематическом плане территория монастыря напоминает правильный квадрат. В центре находится главный монастырский храм  - Введенский собор. Вокруг него крестообразно расположены другие церкви. На севере - церковь Марии Египетской, переделанная в 1858 из старой трапезной, на юге - Казанская церковь, построенная в 1811 году, на востоке - Владимирская.
   За монастырской рощей расположен скит. Когда он устраивался, вокруг него было запрещено рубить лес, «дабы навсегда он был закрытым». Здесь еще целы домики, где останавливались Гоголь и Достоевский. Сохранилась деревянная церковь Иоанна Предтечи (1822), срубленная из того самого леса, который рос на месте скита.
   На Пасху 1993 года в Оптиной пустыни были убиты три монаха - иеромонах Василий, иноки Ферапонт и Трофим. Все трое были поражены в сердце длинным кинжалом с надписями на ручке «666» , «сатана». Дома у убийцы нашли изрубленную Библию и ритуальные предметы секты сатаны. Убийца был признан невменяемым и помещен в психбольницу.
   В честь оптинских новомученников на территории монастыря возводится часовня, в которой покоятся тела трех монахов. К часовне постоянно идут люди, чтобы обратиться к Богу и почтить память убиенных за Христа людей.  
   26 июня 1996 г. был торжественно канонизирован сонм Оптинских угодников Божиих и установлено им общее соборное празднование - 11/24 октября.
   Ежегодно из Оптиной пустыни совершаются крестные ходы к часовне с купальней над серно-кислым источником, называющимся Святым или Пафнутиевым.
   Из Оптиной пустыни автобус с вяземскими паломниками направился в Шамордино.
«Мне очень понравилось в Оптиной пустыни: очень красивое место, великолепные храмы, - делится впечатлениями старший менеджер отдела внешних общественных связей Мария Булкина. – Особенно запомнилось пребывание в часовне, где покоятся тела трех убиенных монахов: иеромонаха Василий и иноков Ферапонта и Трофима».

ШАМОРДИНО

   Создание Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни связано с деятельностью иеросхимонаха, старца Козельской Свято-Введенской Оптиной пустыни, преподобного Амвросия. В 1870 - 1880 годах он участвовал в создании целого ряда монастырских женских общин, главным образом для неимущих женщин. Деньги на строительство были пожертвованы богатейшим московским купцом, чаеторговцем Перловым (владельцем всем известного «китайского чайного домика» на Мясницкой).
   Для строительства монастыря было выбрано изумительное по красоте место на высоком берегу Серёны. Вот как писал о расположении монастыря Владимир Солоухин: «Я вообще не видел нигде такого места, как в Шамордине. Ну, бывают пригорки, холмы, увалы и дали, бывают луга с извилистой через них рекой, но чтобы все это было представлено в таком исполнении - редко, исключительно. Я не видел».
   Кроме главного храма, поражающего своими масштабами и красотой, были возведены усыпальница, трапезная, больница, корпус для сестер, «футляр» для кельи Амвросия.
При пустыни имелась школа, типография, мастерские художественного рукоделия, фотографии, живописи, по чеканной работе, золочению и другие. В Шамординском монастыре Амвросий организовал благотворительные заведения: приют на 60 девочек-сирот, приют на 10 калек, женскую богадельню, больницу для бедных с бесплатным лечением и лекарствами, странноприимный дом. Здесь же, в своей келье, он и скончался 10 октября 1891 года.
Двадцать один год провела в Шамординском монастыре Мария Николаевна Толстая - сестра Л.Н. Толстого, к которой он приезжал в 1890 и 1910 годах. В 1890 году Толстой начал здесь работу над повестью «Хаджи –Мурат», а его последний визит в Шамордино состоялся за несколько дней до смерти - после ухода из Ясной Поляны, перед самой болезнью на станции Астапово.
За годы советской власти монастырь и его основные постройки сильно пострадали. В главном храме располагалось сельскохозяйственное училище. Келья Амвросия была разобрана и перенесена в соседнюю деревню, домик М.Н.Толстой перевезен в Козельск. Ныне в монастыре возобновлена религиозная жизнь. Ведутся обширные восстановительные работы.
В святом источнике Казанской Амвросиевской Шамординской женской пустыни сотрудники городской администрации совершили омовение. Сначала в купель зашли мужчины, и первым в воды святого источника окунулся Виктор Иванович Семейкин.
После мужчин в купель вошли женщины, где совершили омовение в благостные воды Шамординской женской пустыни.
«Даже находясь рядом с источником, чувствуешь удивительное спокойствие и благость в душе, - призналась старший менеджер экономического отдела и инвестиций Лидия Ивановна Баврина. – Это такое удивительное место, которое даже не хочется покидать».
«Если попробовать описать ощущения от пребывания в монастырях одним словом, то это слово – благость, - подводит итог менеджер финансового отдела Антонина Ивановна Вострякова. – Мы с коллегами очень довольны совершенной поездкой и надеемся, что это наше путешествие – далеко не последнее».