Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Рождение комсомола в городе Вязьма

29.10.2008 114
Уникальный памятный альбом об истории вяземского комсомола  сохранился до наших дней. Его составили воспитанники Вяземского детдома № 1 осенью 1958 года. Ребята часто встречались с первыми вяземскими комсомольцами, которые были частыми и желанными гостями  детского дома. По воспоминаниям очевидцев и создан альбом, посвященный рождению комсомола в городе Вязьма. Вот несколько фрагментов из этого сборника.

1 ноября 1918 года, накануне первой годовщины Великого Октября, в клубе III Интернационала собралась инициативная группа по организации комсомола в городе Вязьма. На собрании присутствовало 60 человек. Председательствовал тов. Григорий Митрофанов.
Общее собрание обратилось к молодежи города и уезда с призывом организовать на предприятиях, в селах и совхозах комсомольские ячейки. Первые комсомольцы города дали клятву Коммунистической партии быть верными ее помощниками в любой работе.

Собрание под бурные аплодисменты и возгласы «Да здравствует Ленин!» приняло решение – послать приветствие вождю революции В.И. Ленину. Комсомольцы Михаил Певзнер, Вера Куллома и другие здесь же на собрании заявили о своей готовности идти на фронт громить белогвардейцев и интервентов.
Был избран комитет Вяземской организации комсомола в составе: т. Митрофанова – председатель, Вовшиной – секретарь, Баевской, Нейман, Карчевской, Певзнер.
Так в канун Октябрьского праздника начал свое существование Вяземский комсомол. 

 НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ПЕРВЫХ КОМСОМОЛЬЦАХ ГОРОДА

Гриша Митрофанов - высокий худощавый человек. Он всегда ходил в длинной аккуратной шинели и фуражке. Говорил горячо, но спокойно и убедительно. Слова были простые, доходчивые, а логика мысли столь ясная, что сразу все становилось как-то понятным и хотелось немедленно браться за дело. Среди комсомольцев он был авторитетным старшим товарищем.
Леля Баевская – дочь портного, училась в гимназии, принимала активное участие в создании комсомольской организации молодежи.
Илья Певзнер - добрый, отзывчивый, горячий юноша. Все поручения выполнял с таким воодушевлением и уверенностью, что все охотно следовали за ним. По призыву партии, как лучший комсомолец, был отправлен на фронт, где  погиб.
Гурий Суломяго в 1923-24 годах был руководителем Вяземского комсомола. Это подлинный, настоящий товарищ, талантливый вожак молодежи, прекрасный оратор. Его пламенные речи, насыщенные примерами из литературы и жизни, с увлечением воспринимались молодежью. Во всех делах он был первым заводилой. Гурий никогда не отрывался от молодежи. Вместе пел песни, работал на субботнике, участвовал в драмкружке. Он завоевал подлинную любовь и уважение своих соратников.
Клава Губенкова работала секретарем Укома. Очень умная, энергичная и тактичная девушка, которая отдавала все силы работе комсомольской организации. 

НЕЗАБЫВАЕМЫЕ ДНИ

 Воспоминания одного из первых комсомольцев г. Вязьмы Митрофанова Григория Устиновича

Справка:  Г.У. Митрофановсекретарь Вяземского уездного комитета комсомола, член КПСС с 1918 года. Работал в Вязьме в 1918-1920 гг. Сотрудничал с местной газетой – органом уездного комитета партии и уездного Совета)

«Пятнадцатилетним парнишкой я покинул родную деревню Борцы, Хмелитской волости, Вяземского уезда и отправился в Петроград на заработки. Это было в 1916 году. Шла первая мировая война. Мне удалось устроиться на машиностроительный завод, который находился на Выборгской стороне.

Город жил напряженной жизнью. Рабочие петроградских заводов часто бастовали. Конечно, мне, деревенскому парнишке, было очень трудно разобраться в происходящих событиях. Но я уже хорошо понимал, что есть богатые и бедные. Поселился я на Выборгской стороне в небольшой комнатке. Вместе со мной жил мужчина лет 40. Вот он то и открыл глаза на многое. А жизнь в городе с каждым днем ухудшалась. Не хватало хлеба, других продуктов.
На заводе часто проводились собрания. На них выступали рабочие, которые требовали прекращения войны. Особенно мне запомнились выступления рабочего Вихрова. Он очень ясно и убедительно объяснял, кому выгодна война.
Когда грянула Февральская революция, рабочие нашего завода вышли на улицы города. Я тоже принимал участие в демонстрациях и митингах.

Рядом с металлическим заводом была дача бывшего царского министра Дурново. После февраля  в парке этой дачи каждый день читались доклады и лекции. Выступали там представители различных партий. Я часто слушал эти доклады, и они мне очень многое дали. Выступает, бывало, меньшевик и призывает поддерживать Временное Правительство и продолжать войну до победного конца. А за ним слово берет большевик, и все становится ясным и понятным. Большевики всегда пользовались у рабочих большой поддержкой.
1 июля 1917 года состоялась грандиозная демонстрация Петроградских рабочих. Около полумиллиона рабочих и солдат вышли на улицы города. Я тоже был участником этой демонстрации. Гремели оркестры, сотни алых знамен колыхались на ветру, звучали революционные песни. Рабочие шли с лозунгами: «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам!». Не было на демонстрации ни одного лозунга в поддержку Временного Правительства. Июльская демонстрация была расстреляна временным Правительством, но рабочие после этого усилили борьбу с капиталистами.

Был я свидетелем и октябрьских событий в Петрограде.В первые дни после Октябрьской революции на заводе, где я работал, еще хозяйничали капиталисты. Они выбросили на улицу всех революционно настроенных рабочих. Был уволен и я, после чего уехал в родную деревню, а затем в город Вязьму.

В августе 1918 года я был принят в ряды коммунистической партии. Уездный комитет поручил мне вести политическую работу среди молодежи. Я был избран председателем Вяземской организации союза молодежи».

 Воспоминания одного из первых комсомольцев г. Вязьмы Михаила Борисовича Певзнера.

Справка: Вязьмич Певзнер Михаил Борисович после революции получил высшее образование и работал  научным сотрудником  Московского Института грудной хирургии

«Шел сентябрь 1919 года. Работал я тогда в Вяземской типографии переплетчиком. Клеил конверты, сшивал суровой ниткой продовольственные книжки. В один из таких дней заходит в наш цех паренек. Одет он был в черный поношенный френч, застегнутый только на одну нижнюю пуговицу, синяя косовортка была перехвачена ремнем с бляхой Вяземского реального училища.
- Давно работаешь? - тихо спросил он у меня.
- Скоро три месяца.
- Чему выучился?
- Да вот книжки шью, конверты клею.
- А сколько часов работаешь?
- Как и все. Восемь.
- Многовато.
- Почему это многовато, - сказал вдруг мастер. - Что же ему жалованье платить, а он баклуши будет бить.
- Ишь какой хозяин  нашелся, - ответил парень. - Теперь, брат, не старый режим, и подростки должны работать шесть часов. Что ты его с собой равняешь? Ему 13 лет, а тебе, глядишь, уже 50.
- Тоже хватит, пятьдесят. Мне и сорока еще нет. Нас не так учили, а все больше подзатыльниками.
- Отошло время подзатыльников. Теперь власть другая, да им мы не дадим.
- Кто это мы? Наборщики что ль?
- Не наборщики, а Союз Коммунистической Молодежи.
- Это что же за такой союз?
- Обыкновенный союз. Защищать будем молодежь, учиться и за советскую власть драться.
- Скажите, какие учителя нашлись.
 Егоров (так звали паренька) наклонился ко мне и тихо сказал «Завтра будет большое собрание молодежи. Приходи». Он сказал мне, где собирается молодежь, взял с меня слово, что приду, подал руку и вышел на улицу.
- Ты, Мишка, не путайся с ним, - сурово сказал мастер. - А то они в такое заведут, что и не выкрутишься.
 И все же я пошел  на это собрание. Еще до его начала я подошел к Егорову и попросил записать меня в члены РКСМ. Я с восторгом слушал пламенные речи старших товарищей и с гордостью принял тоненькую в четыре странички синенькую книжечку, где было сказано, что я являюсь членом Российского Коммунистического Союза Молодежи, Дата вступления – 1919 год. Так началась моя комсомольская жизнь».

НА БОРЬБУ С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ

Комсомольцы г. Вязьмы приняли активное участие во Всероссийской мобилизации комсомольцев на фронты гражданской войны. В мае 1919 года на фронт ушло 35 %  человек от общей численности вяземской комсомольской организации.

Кандидатуры обсуждались на общем собрании и принимались открытым голосованием. Выбирали наиболее достойных и крепких физически. Выделенные для фронта комсомольцы получали обмундирование, оружие, лошадей и сразу направлялись в действующие части.

При первой мобилизации ушли на фронт Александр Гаврилов и тов.Виткин. Через месяц комсомольская организация получила извещение, что Виткин пал смертью храбрых в борьбе за революцию.
При второй мобилизации, осенью 1919 года, на фронт ушло еще 30 % комсомольцев. Эту мобилизацию проводила делегат II съезда РКСМ Любовь Вовшина. Она и сама одной из первых вяземских  девушек пошла на фронт.

В мае 1920 года на польский фронт была отправлена еще большая группа комсомольцев и среди них Губенкова Настя, Певзнер Илья, Школьников Альтер, Куллома Вера и другие.

Многие вяземские комсомольцы погибли во имя революционных идей.

Материалы обработал Влад Довыденков