Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

О деньгах, людях и местном самоуправлении. Интервью с председателем комиссии по финансовым вопросам, бюджету и налогам городского Совета депутатов В.В. Шрейном

21.07.2009 8
До начала беседы председатель комиссии по финансовым вопросам, бюджету и налогам городского Совета депутатов В.В. Шрейн получил для рассмотрения на комиссии письмо, касающееся деятельности городской бани. Стоимость посещения бани с начала июля этого года возросла до 100 рублей, и это вызвало возмущение многих горожан.

- Владимир Васильевич, вопрос  с банно-прачечным предприятием – достаточно серьезный. Можно ли его решить с пользой для горожан?
- Да, вопрос не простой. На территории города располагаются две общественные бани. Баня по улице Спортивной в настоящее время ремонтируется.
Центральная городская баня действует, но на сегодняшний день она – банкрот. Ей необходим ремонт и глобальная реконструкция.
Стоимость одного входного билета в городскую баню в 100 рублей кажется вязьмичам слишком высокой. Хотя в нашей области есть муниципальные образования, где услуги бани стоят 170 рублей. До июля этого года билет в вяземскую городскую баню стоил 60 рублей, потому что депутаты городского Совета поддержали предложение о дотации этого предприятия из бюджета Вяземского городского поселения. В 2008 году за счет средств городского бюджета услуги банно-прачечного комбината дотировались почти на полтора миллиона рублей. В первом полугодии этого года из средств бюджета было выделено полмиллиона рублей.
Хоть это и предприятие и не является собственностью Вяземского городского поселения, а относится к району, по уставу муниципального образования мы обязаны создавать условия для обеспечения жителей услугами бытового обслуживания и вправе определять тарифы. Так и было. Теперь основная проблема заключается в том, что по решению Арбитражного суда Смоленской области Вяземское МПКХ признано банкротом. Открыта процедура конкурсного управления, причем конкурсный управляющий находится в городе Чебоксары.
Комиссия из числа депутатов городского Совета проверяла деятельность банно-прачечного комбината. Выводы неутешительны. В отношении Вяземского МПКХ  выписано несколько предписаний Главного управления МЧС России, Ростехнадзора по Смоленской области. Устранение всех выявленных недостатков требует немалых финансовых затрат.
Вопрос о банно-прачечном комбинате мы будем рассматривать на ближайшем заседании комиссии по финансовым вопросам, бюджету и налогам. Затем для рассмотрения вариантов решения проблемы обратимся к администрации муниципального образования «Вяземский район».
- Сегодня, на четвертом году работы в составе депутатского корпуса сфера полномочий муниципальных образований, вопросы финансирования различных предприятий кажутся вполне понятными. А когда начинали, много ли было проблем?
- Начинали вскоре после выборов  в 2005 году, еще до начала деятельности муниципального образования Вяземского городского поселения. В конце 2005 года принимали первый городской бюджет на 2006 год. Не скрою, некоторые вопросы были не вполне понятными, ведь мы стали первыми участниками реформы местного самоуправления. Опыта муниципального управления в новых условиях не было ни у кого: ни у депутатов, ни у городской администрации, которая приступила к своей деятельности с 1 января 2006 года.
Проблемы были, конечно. Принимая бюджет на 2007 год, мы решили помочь системе здравоохранения. Запланировали в бюджете деньги на ремонт терапевтического корпуса. Оказалось, что подобное финансирование не относится к сфере наших полномочий и получается нецелевое использование средств. После  протеста, поступившего из прокуратуры, произвели изменения в бюджете. Деньги были перенаправлены на ремонт крыш многоквартирных домов.
- Управленческий опыт действительно приходит с годами. Но ведь Вы уже были в числе вяземских депутатов, задолго до реформы местного самоуправления. Можете сравнить работу депутатского корпуса советских времен с сегодняшней деятельностью представительной власти?
- В семидесятых годах я действительно дважды избирался депутатом. Тогда в депутаты чаще всего попадали те, кто имел крепкую рабочую специальность. Я работал на машзаводе. Депутатский корпус в те времена был намного больше, нежели сейчас. Сегодня на весь город – 20 депутатских мест.
В советские годы голосование по большинству вопросов было чисто формальным, по принципу «одобряем». Изредка возникали прения между руководителями предприятий, но окончательный результат решения вопросов был предсказуем. Сегодня все иначе. Демократии действительно стало больше. Депутаты открыто выражают свое мнение, задают «неудобные» вопросы. Когда решаются острые вопросы, нельзя заранее сказать, каким будет результат.
- Основной формой деятельности Совета депутатов являются заседания, а перед ними все вопросы обсуждаются на комиссиях. Сколько заседаний комиссии по финансовым вопросам, бюджету и налогам состоялось в текущем году?
- В первом полугодии комиссия собиралась двенадцать раз. Для сравнения: за шесть месяцев этого года состоялось шесть заседаний городского Совета депутатов.
- Владимир Васильевич, как часто и где именно Вы проводите депутатский прием?
- В первый год вместе с бывшим  председателем комиссии по социальным вопросам Л.Г. Некрасовой проводили прием в помещении городской поликлиники по улице Московской. В 2008 году комиссия по социальным вопросам была реорганизована. Не могу сказать, что к нам выстраивались очереди из желающих решить свои проблемы. Теперь веду прием избирателей по месту основной работы – на машиностроительном заводе. Для большей оперативности все, кто проживает по первому избирательному округу, могут обратиться ко мне по телефону 3-47-79.
- Какое самое необычное обращение поступало  к Вам за все время работы?
- Самое необычное? Наверное, это была жалоба женщины, которая просила повлиять на ее сына, чтобы он уделял ей больше внимания.
- А чаще всего какие вопросы приходится рассматривать?
- В соответствии с положением о работе комиссии, разрабатываем проекты решений Совета депутатов, предлагаем их для внесения в повестку дня заседаний депутатского корпуса, рассматриваем переданные проекты решений администрации, других постоянных комиссий, готовим по ним соответствующие заключения.
В этом году много вопросов, связанных с бюджетом муниципального образования. Экономический кризис сыграл свою роль. Три раза бюджет пересматривали, обсуждали, утверждали поправки в его расходную и доходную части, вносили необходимые изменения в коды бюджетной классификации.
Сейчас финансовым отделом городской администрации в четвертый раз готовятся документы по изменению бюджета Вяземского городского поселения. Это связано с увеличением доходной части  бюджета: возможным получением субсидий на капитальный ремонт домов из госкорпорации - Фонда содействия реформированию ЖКХ и дополнительным финансированием из резервного фонда областной администрации, которая выделяет Вязьме деньги на ремонт дорожно-мостового хозяйства.
- Будете ли Вы выдвигать свою кандидатуру на выборах депутатов в 2010 году?
- Честно говоря, еще не задумывался над этим вопросом.
- Что бы Вы пожелали городскому депутатскому корпусу второго созыва?
- Использовать опыт, наработанный нами. Мы начали с чистого листа, без определенной нормативно-правовой базы, без практики. Учились на собственных ошибках. Нашим преемникам будет легче.
Надеюсь, что с годами будет повышаться гражданская активность жителей. Таких неравнодушных людей, которые убеждены, что от их личной позиции, от их действий что-то зависит, с каждым годом становится больше. В качестве примера активности жителей своего округа могу привести домкома Л.П. Токареву из дома № 2 по улице Заслонова. Она постоянно обращается к нам не только по вопросам своего дома, но и по проблемам целого микрорайона. Побольше бы таких активных горожан – и вот оно, местное самоуправление в действии!
- Какими качествами, на Ваш взгляд должен обладать председатель комиссии по финансовым вопросам, бюджету и налогам?
- Желательно, чтобы у него было экономические образование, опыт работы в финансовой сфере. Человек на этом месте должен знать экономические основы местного самоуправления, разбираться в бюджетной системе, ориентироваться в законодательстве, касающемся установления местных налогов и сборов. Должен быть коммуникабельным, уметь не только общаться с людьми, но и давать необходимые разъяснения по самым различным вопросам. Должен быть требовательным к тем, от кого напрямую зависит решение проблем.
- Если представить, что формирование идеального для всех бюджета – это реальность, то каким он должен быть?
- Это бюджет, в котором на все задуманное хватает денег.

Беседу вела Лариса Жукова