Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Почему именно лапоть?

12.09.2012 7
На протяжении многих лет усилиями различных структур и конкретных людей идет работа по возрождению Старой Смоленской дороги и превращению её в развитый туристический маршрут.
Наиболее перспективным является участок от Вязьмы до Дорогобужа, где современное шоссе практически совпадает с этой старой дорогой, а при благоприятном развитии его можно продлить и далее – до Соловьевой переправы, Смоленска и Красного.

Справедливости ради необходимо сказать, что у данной идеи много сторонников, однако поднять и реализовать такой проект в течение короткого промежутка времени практически невозможно: для этого нет ни экономических, ни правовых, ни административных ресурсов. Реализация проекта растянулась на долгие годы и идет с серьёзными пробуксовками. Сейчас работа ограничивается созданием многочисленных узловых историко-культурных точек на этой дороге, фиксирующих важные события и явления в нашей истории (памятники, памятные знаки, восстановленные храмы, погосты и т.д.). Хочется верить, что количество неизбежно перерастет в качество.

В рамках этой работы в нашем городе в дни проведения праздничных торжеств в честь освобождения Смоленщины от гитлеровских захватчиков (21-25 сентября) готовится открытие памятного знака, посвященного лаптю – исконно русской национальной обуви. Этот памятный знак уже установлен и стал объектом повышенного интереса со стороны горожан и гостей Вязьмы. Его фото появились в Интернете, а на форумах и в блогах идет активное обсуждение. Многие люди не могут найти ответа на вопрос: почему именно лапоть? Одни видят здесь какое-то оскорбление национальных чувств, другие просто получили повод позлорадствовать и поупражняться в остроумии. Возьму на себя смелость и попытаюсь объяснить мотивы и цель размещения этого памятного знака в нашем городе, в том месте, где по нему проходила Старая Смоленская дорога.

Итак, Старая Смоленская дорога являлась основной экономической артерией нашей страны, исхоженной и изъезженной взад и вперёд многими тысячами людей с XVI по XX век. И купцы, и крестьяне, перевозившие на телегах свой товар, были обуты в лапти. Если почитать записки иностранцев о России XVI-XVII веков, то в них можно найти массу свидетельств о том, что во время путешествий даже представители высших русских сословий (бояре, дворяне, духовенство) переобувались в лапти. В данном случае лапоть является символом Старой Смоленской дороги, по которой не только проводились внутренние перевозки, но и шел колоссальный по тому времени экспортно-импортный товарообмен. На мой взгляд, наиболее ярко о Старой Смоленской дороге высказался на встрече с Президентом России Д.А. Медведевым в сентябре 2011 г. Почетный гражданин города, ныне Глава Администрации Вяземского городского поселения А.К. Клименков. Он сказал следующее: «Пётр Первый прорубил окно в Европу. Но до этого веками русские люди ходили в Европу через дверь, и этой дверью была Старая Смоленская дорога». Тем, кто более подробно желает познакомиться с масштабами грузоперевозок по Старой Смоленской дороге, советую почитать хотя бы две книги – «Торговля Вязьмы в XVII веке» А.И. Раздорского (имеется в наших библиотеках) и «Сельскохозяйственная статистика Смоленской губернии» Я. Соловьева 1859 года издания (имеется в Интернете). Хочется вспомнить также, в какую обувь были обуты смоленские крестьяне из многочисленных партизанских отрядов, похоронивших на этой дороге в 1812 г. «непобедимую» наполеоновскую армию. Думаю, ответ очевиден.

Встречается высказывание: «лапотная Россия», но она и была лапотной, и в этом нет ничего обидного. Лапоть – это символ российского крестьянства, из которого все мы вышли, кто-то раньше, кто-то позже. Конечно, мы восторгаемся величием помещичьих усадеб и царских дворцов. Прекрасное произведение А.С. Пушкина о жизни дворянской элиты «Евгений Онегин» считается «энциклопедией русской жизни». Однако эта часть русской культуры свидетельствует и рассказывает нам о жизни ничтожно малого процента населения нашей страны XVIII – XIX веков. В это время крестьянство составляло 95% всего населения России. И именно лапоть, нравится ли нам это или нет, являлся неотъемлемым атрибутом России – великой крестьянской державы. Современная урбанизированная история России насчитывает всего-то несколько десятилетий, а крестьянский период (в том смысле, когда сельское население преобладало над городским) продолжался многие столетия, вплоть до 1960-х годов. В нашей Смоленской области накануне Великой Отечественной войны в 1939 году сельские жители составляли 82 % общей численности населения. Так что же должно являться символом русской жизни наших предков, живших здесь до нас? Лапоть – это долг памяти российскому крестьянству, тому огромному и мало изученному миру, к сожалению, во многом уже утраченному. Наверняка есть люди и, возможно, их много, придерживающихся другой точки зрения и считающих символом Старой Смоленской дороги какой-либо другой артефакт, предмет или объект. Предлагаю озвучить его, обосновать. В конце концов, никто не мешает им создать инициативную группу, доказать свою правоту и установить другой памятный знак. Думаю, на Старой Смоленской дороге для его установки места хватит.

В заключении хотелось бы отметить, что идея установки «лаптя» вынашивалась несколько лет и не является прихотью какого-то «энтузиаста-одиночки». Этот проект рассматривался и местными руководителями в 1990-2000 годы, и членами общественного объединения «Вязьмичи». Наконец, установка памятника лаптю в Вязьме была предложена и благословлена митрополитом Кириллом, ныне Патриархом Московским и Всея Руси, на Народном Соборе в Смоленске.

Д. Комаров

Газета «МОЙ ГОРОД - ВЯЗЬМА» № 37 от 13.09.2012