Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

«Пиши короче, ты – не Гоголь!», или Воспоминания по случаю 95-летия газеты «Вяземский вестник»

16.11.2012 154

В эти  районная газета «Вяземский вестник» отмечает внушительный  юбилей - 95 лет со дня выхода в свет первого номера газеты.  «Вяземский вестник» является преемником первых послереволюционных вяземских изданий. Таких, как «Известия солдатских, крестьянских и рабочих депутатов» и  «Большевистский путь».

Первый номер вяземской газеты «Большевистский путь» был издан 16 ноября 1917 года. С тех пор газета развивалась, меняла название (было и такое как «Путь к коммунизму!»), но главное и основное в ней оставалось неизменным – это люди, творческие, талантливые, целеустремленные.

«Я помню, как в довоенные годы, когда я был еще дошкольником, отец, прочитав центральные газеты, разворачивал тогдашний номер «Большевистского пути» и произносил: «А теперь познакомимся с нашими, вяземскими новостями» - и читал вслух стихи и заметки, - писал в 1992 году Почетный гражданин города Вязьмы Анатолий Ларченков. – Надо сказать, что я всегда с большим интересом читал  наш «вяземский листок». И уже будучи далеко за пределами Вяземского района, живя в Туркмении, на Украине, я с волнением брал в руки свою газету, номера которой еженедельно высылал мне в конвертах мой отец».

«Осень 1930 года стала памятной для меня на всю жизнь. В один из октябрьских дней после службы в армии в солдатской шинели, я впервые переступил порог редакции вяземской газеты «Большевистский путь» - так она тогда называлась. Именно газета дала мне настоящую путевку в жизнь. Именно там созревало мое мировоззрение, мое отношение и к добру, и честности, и к произволу, жестокости и беззаконию. А время и тогда было грозное, особенно в деревне… Ох, как нелегка была жизнь людей в «ежовых рукавицах», - вспоминал свою молодость Николай Александров, участник Великой Отечественной войны, бывший сотрудник газеты. -  Редактор нашей газеты Иванов был репрессирован и не вернулся. Такая же горькая участь постигла бывшего секретаря райкома партии Я.Ю. Юрмальника, председателя  горисполкома Язвенко, заведующего  отделом пропаганды и агитации райкома партии Булкина и других.

И мне довелось побывать в камерах железных Вяземской и Смоленской тюрем. Судила в Смоленске тройка за закрытыми дверями. Потом лагерь в Сухиничах, где ломом и киркой добывали камень для магистрали Москва – Минск. Но мне повезло, уцелел, вернулся в Вязьму.

…Помню период, когда можно было критиковать публично и начальство. Хорошее было время! Не раз на страницах газеты печатался критический материал и на секретаря райкома партии Я.Ю. Юрмальника и других руководителей. И ничего, кроме пользы, это не приносило. Но, к сожалению, критика снизу становилась все более редкой и робкой. А она жизненно необходима во все времена».

К сожалению, сегодня мало кто помнит вяземских журналистов 30-40 годов прошлого века: редактора газеты «Большевистский путь», известного журналиста Смоленщины Потапа Авксентьевича Первого,  заместителя редактора  Николая Александрова, заведующего промышленным отделом Василия Фильченко, Федора Малова, Ивана Загудаева, Михаила Морякина, Ивана Семенова, Михаила Зайцева, Ивана Орлова  и многих других тружеников пера, формировавших летопись города изо дня в день. Для этих людей действительно были девизом известные стихотворные строки: «Трое суток шагать, трое суток не спать - ради нескольких строчек в газете».

«Коллектив редакции был невелик, но какой значимости была в нем дружба! Мы старались заменить друг друга там, где это требовалось, спешили брать материалы не только о городе, но и в самых отдаленных селах района. Порой добирались туда на попутном транспорте или вообще пешим ходом» - рассказывал один из ветеранов вяземской журналистики.

Стоит вспомнить и других журналистов, пришедших в редакцию позже -  Андрея Абрамичева, Анатолия Гордеева, Степана Павлова, С.Войцеховича, фотокорреспондента  П.Барбашенкова…В коллективе их уважали за честность, мужество, за откровенность и душевность. Их сердца были настежь открыты перед друзьями. 

«Как-то пригласил меня в свой кабинет редактор Потап Авксентиевич Первой и говорит: «Вот ты секретарь редакции. Как ты смотришь, что у нас появляются очень большие статьи и очерки на целую страницу? И особенно пишет такие полотна заведующий сельскохозяйственным отделом Евгений Михайлович Масютин, -   вспоминал в начале девяностых годов прошлого века член Союза журналистов России Степан Павлов.- Я стал возражать: «Статья на сельскую тему и должна быть всеобъемлющей, полно показывать жизнь сельских тружеников». Он со мной согласился.

 Разговор с редактором Евгений Михайлович не слышал. Я решил сообщить ему об этом так: на листке бумаги написал такие слова: «Пиши короче, ты не Гоголь…»  и положил на его стол.

 По почерку Евгений Михайлович догадался, что писал это я. Долго мы обсуждали с ним поставленный редактором вопрос и сделали нужные выводы».

«В коллективе газеты я проработала свыше тридцати лет, из них более двух десятков лет – заведующей отделом писем, - писала в одном из юбилейных номеров газеты прошлых лет Валентина Чебанова. -  Письма, письма… Это крик человеческой души, желание поделиться своими успехами и неудачами. И на всю корреспонденцию нужно было ответить так, чтобы люди были удовлетворены».

Никогда не забуду строк, идущих от самого сердца: «Итальянским словом «газета» нареклась ты, моя отрада. Для тебя – все мои рассветы, а в ответ – лишь одни закаты»...  Написаны они журналисткой «Ленинского пути» Светланой Шевченко, удивительно светлым и талантливым человеком, покинувшим этот мир, но успевшим сверкнуть своим лучезарным талантом.

 

«Люди, которые работали до нас, заложили надежный фундамент, позволивший нынешнему коллективу редакции вывести газету на уровень российского масштаба, о чем свидетельствуют награды различных фестивалей и конкурсов, - говорит нынешний редактор газеты «Вяземский вестник» Владимир Парфенов. Достаточно сказать, что газета постоянно входит в «Золотой фонд» прессы России.  Наше издание пережило многое - и «оттепель», и «застой», и «ветер перемен». Настоящая журналистика остается, потому что она востребована и будет жить долго. Поэтому будет жить и наша газета!»

Лариса Жукова