Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Отче Аркадий, моли Бога о нас! Не исключено, что Вязьма обрела подлинный камень святого преподобного чудотворца Аркадия Вяземского и Новоторжского

02.10.2013 8

На площадке у вяземского Свято-Троицкого собора произошла чудесная перемена. Вместо символического камня, обозначавшего место, где десять веков назад молился святой преподобный  чудотворец Аркадий Вяземский и Новоторжский,  появился новый валун.

 По всем приметам и сведениям, сопутствующим обретению этого необычного камня, можно судить о том, что валун  этот – подлинный, тот самый, на котором возносил свои молитвы к Богу святой вяземский угодник, покровитель города.

… Как говорится в житие преподобного чудотворца,  в юности Аркадий избрал подвиг юродства, «красоту мирскую и славу земную ни во что же вменив». Он подолгу молился на большом камне около вяземского собора, «не давая сна очам своим и дремания веждям, преуспевая во мнозех добродетелях, мысленно пребывая с Богом».

В описываемое время, а это – начало XI века -   в Вязьме было уже несколько храмов. Любимым занятием Аркадия было за два – три дня до крестного хода подметать улицы, по которым затем проходило церковное шествие.

Горожане смеялись над юродивым и лишь после того, как он воскресил ребенка одной вяземской вдовы, умершего от укуса змеи, стали почитать его.   

Благодаря своей вере, Аркадий  стал творить чудеса. Идя однажды по улице, святой увидел ребенка, пьющего молоко из сосуда, в котором находился уж. Тогда Аркадий сказал: «Да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ», после чего змеи перестали водиться в окрестностях Вязьмы по сей день, не смотря на сильно заболоченную местность вокруг города.

 В частности,  предметом поклонения стал камень, на котором молился преподобный, – на нем часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами.

Впоследствии на месте молений преподобного чудотворца  Аркадия Вяземского  и  Новоторжского у храма была поставлена часовня во имя всех святых.

 Во времена, когда Аркадьевский монастырь был еще дейс­твующим, подлинный камень, на котором молился святой угодник, располагался в монастырской часовне с иконами пре­подобных Ефрема и Аркадия.

 Об этом свидетельствуют мате­риалы о православных монастырях Российской империи, соб­ранные еще в 1890 году и сохранившиеся до наших дней.

 В одном из письменных источников сообщается: «… ка­мень огражден по повелению самого угодника. Верующие во множестве приходят в часовню на поклонение памяти препо­добного, а болящие берут с камня воду во избавление от болез­ней; в понятиях народа эта вода в особенности имеет чудодейс­твенную силу исцеления от глазных болезней».

 Вяземские устные предания хранят сведения о том, что ка­мень, на котором молился преподобный Аркадий был доста­точно большого размера и мироточил.

 Примерно в двадцатых годах прошлого века часовня, в которой находился мироточащий камень святого преподобного чудотворца Аркадия Вяземского и  Новоторжского  была разрушена. Камень загадочным образом исчез…

 Поговаривали, что  огромный валун, располагавший­ся у Аркадьевского монастыря, при строительстве кинотеатра «Победа» в 60-х годах прошлого века был сброшен в котлован для укрепления фундамента здания.

 Почти никто и не догадывался о том, что камень действительно находится рядом с кинотеатром, что он заботливо спрятан от любопытных глаз и равнодушных сердец…

 Легенда о существовании камня святого угодника будоражила людские умы  на протяжении долгого времени. Именно поэтому 3 сентября 2005 года на холме Свято-Троицкого собора, с восточ­ной стороны храма, был установлен символический памятный знак -  не очень большой камень в честь первого вяземского святого и чу­дотворца, преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжско­го.

 Установка камня и обустройство территории рядом с ним были совершены на пожертвования христиан. Сам камень привезен в город из карьера в Царево – Займище.

Появление нового камня вместо ранее утраченной святы­ни было неоднозначно воспринято горожанами. Тем не менее, установление памятного знака стало данью уважения и прекло­нения перед подвигами святого. Этот стало шагом на пути к восстановлению ценностей, утраченных с течением лет. Недаром надпись у  памятного знака гласила: «…Святый преподобный отче Аркадий, моли Бога о нас».

 Так где же все это время мог находиться подлинный камень святого угодника?

  В первой половине ХХ века в частном доме  неподалеку от Аркадьевского монастыря жили монахини. Говорят, что именно они спасли мироточащий камень, спрятав его на своем огороде. Дом их стоял неподалеку от Спасской башни.  Монахини бережно укрывали камень, пока были живы.

 Со временем на месте неподалеку от камня поселились другие люди.  Валун был обнаружен, когда новые хозяева земельного участка решили узаконить земельные границы. Камень необычной формы, укрытый от посторонних глаз, тут же привлек внимание краеведов.

  Исследователи истории вяземской земли сравнили находку с существующими иконами и  сохранившимися  гравюрами прошлых лет. Очертания камня, его размеры во многом совпали. Да и местонахождение валуна неподалеку от места бывшей часовни наводило на размышления.

 Краеведы обратились к Благочинному Вяземского округа,  настоятель Свято-Троицкого собора отцу Валерию. Так камень занял должное место у православного храма.

 Когда подходишь к этому валуну, кажется, что можно почувствовать дыхание времени. Невероятно, но камень ощущается, как нечто живое и величественное. Эту перемену тут же заметили люди. 

 Многие из них, не зная, как выразить свои чувства, стали бросать к  огромному камню  различные монетки. «Суеверие, -  хмурится отец Валерий. – Люди надеются, что таким образом умножат свое богатство…».

  Обрела ли Вязьма утраченную святыню? Время обязательно даст ответ на этот вопрос. И тогда мы сможем говорить о чуде или о знаке, который, возможно не случайно появился в тот самый час, когда историю Вязьмы, ее летописное летоисчисление решили связать с именем святого преподобного чудотворца Аркадия Вяземского и  Новоторжского.

 Ведь именно сейчас рассматривается вопрос о том, что Вязьме, как и святому угоднику, может быть  не семьсот, а тысяча лет.

Лариса Жукова