Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Уроженец вяземской земли модернизировал парашют и пропагандировал движение «Молодежь – на самолеты». Возможность увековечивания памяти изобретателя обсуждалась на комиссии по топонимике

12.10.2013 24

В районную комиссию по топонимике поступило обращение от члена Союза краеведов России А.Н.Пугачева об увековечивании памяти уроженца города Вязьмы  Павла Игнатьевича Гроховского (1899 - 1946).

 П.И.Гроховский - советский конструктор, изобретатель и организатор производства парашютной, авиационной и воздушно-десантной техники.

 Павел  Игнатьевич Гроховский  возглавлял работы по конструированию и испытанию техники для воздушного десантирования. Он разработал мотопланер «Г-31», транспортно-десантный самолёт «Г-37» . Также разработал самолёты: «Кукарача» (стреловидный бесхвостный самолёт Г-39), Г-38, Г−61, Г−63 и другие.

 П.И.Гроховский  создал первые в мире хлопчатобумажные людские и грузовые парашюты, парашютные системы и автоматические устройства к ним, грузовые контейнеры для воздушно-десантных войск, оригинальные конструкции опытных самолётов.

 Гроховский  занимался также реактивной артиллерией.  Павел  Игнатьевич -автор ряда оригинальных проектов вооружения и военной техники, таких как бронеавтомобиль на воздушной подушке, танк-аэросани или ранний проект ручного противотанкового гранатомёта.

…Павел  Игнатьевич Гроховский   родился в городе Вязьме,  в семье потомков ссыльных польских революционеров. Здесь  он провел свои  первые детские годы. Затем семья Гроховских переехала в Тверь, где отец Павла стал владельцем  ресторана  «Венеция». В Твери  Павел Гроховский  окончил начальную школу, затем - Тверское реальное училище.

 В Первую мировую войну Павел Гроховский  служил матросом на Балтике, затем, как тогда говорили, "ушел в революцию", участвовал в штурме Зимнего и воевал на стороне красных в Гражданской войне.

 После увлекся авиацией и изобретательством. В 1925 году  он окончил Качинскую военную авиационную школу.

 Свои первые свои изобретения П.И. Гроховский сделал в 1927 году, когда служил военным летчиком в Новочеркасске. В то время Советский Союз первым из стран  по-настоящему взялся за подготовку к широкомасштабному воздушному десантированию крупных воинских контингентов и военной техники. Изобретения Гроховского оказались очень востребованными

  Павел  Игнатьевич Гроховский  стал лётчиком-испытателем научно-исследовательского института Военно-воздушных сил.

Самолеты того времени были неприхотливы: они вполне обходились без аэродромов, хватало простой ровной площадки. Но садиться под огнем врага было  небезопасно. Выход нашли в применении парашютов. Шелковые купола со стропами  довольно прочно вошли в практику авиации, но рассматривались исключительно как спасательное средство. И вот появилась идея сбрасывать с парашютами солдат. Парашютист приземлится там, где не сядет самолет, да и уничтожить группу десантников труднее, чем поразить заходящую на посадку или стоящую на земле машину.

 С 1921 года  использование парашютов  в  СССР   не практиковалось. Их считали недостаточно надежными.  Лишь в 1927 году за парашюты взялись вновь. Их покупали в Германии, Италии, Франции и даже в Японии.

 Затем в качестве стандартного приняли американский парашют "Ирвин", который укладывался как подушка в чашку пилотского сиденья. Этот парашют стал образцом для двух первых советских, сделанных на заводе "Каучук" в июле 1929 года. Они потом получили обозначение НИИ-1.

 В стране не хватало шелка, из которого в то время шили купола, к тому же отечественная ткань была не такой плотной и прочной, как импортная. Технологию раскроя и сшивания осваивали методом проб и ошибок. Вытяжные тросики и трубки для них покупали за границей.

 Десантникам требовались не совсем такие парашюты, как пилотам. Десантник должен быть готов вступить в бой еще в воздухе, значит, его надо сбрасывать с оружием и боеприпасами.

 Группа парашютистов может несколько дней действовать самостоятельно, за линией фронта, поэтому десантнику необходимы продовольствие, медикаменты, шанцевый инструмент. Отсюда следует, что десантный парашют требуется рассчитывать на больший вес с учетом полного снаряжения. В то же время он должен быть по возможности дешевым, одноразовым, ведь его, скорее всего, бросят в тылу врага.

 Еще до революции экспериментировали с перкалем - хлопчатобумажным полотном для обтяжки самолетов. В конце 20-х годов прошлого века по инициативе П. И. Гроховского изготовили образцы парашютов из перкаля. Они были не такими прочными, как шелковые, при длительном хранении слеживались. Стропы для них делали фактически из бельевых веревок. Однако стоило все это очень дешево.

 Поначалу  на перкалевых "эрзац-парашютах" с ТБ-1 сбрасывали манекены. Испытания прошли успешно. Вскоре  П.И.Гроховский  совершил первый  испытательный прыжок с новым советским парашютом.  

 Уже  летом 1930 года  в Воронеже  для обучения парашютным прыжкам экипажей 11-й авиабригады был организован  небольшой десантный отряд из добровольцев.

 2 августа в ходе учений Московского военного округа с самолета Фарман "Голиаф" в два приема выбросили десант из 12 человек. Командовал группой Л.Г. Минов, самолет пилотировал летчик Громов. Высадка происходила в районе хутора Клочково.

  После приземления парашютистов три биплана Р-1 сбросили им оружие и боеприпасы в специальных контейнерах. Десантники были вооружены револьверами, карабинами и гранатами, а в состав сброшенного груза входили два ручных пулемета. Это был первый в мире парашютный десант.

 В приказе Реввоенсовета СССР от 24 октября 1930  года  говорилось: "В качестве достижений необходимо отметить удачные опыты по организации воздушных десантов..." .

 Энтузиасты получили возможность развивать свое начинание. Активно разрабатывались как специальное снаряжение, так и тактика действий будущих десантов.

 Несколько коллективов подготовили множество проектов и предложений. В конструкторском отделе НИИ ВВС в этом направлении работали группы Гроховского и Благина. Их идеи подверглись обсуждению на совещании в НИИ ВВС 25 мая 1931 года  и в большинстве своем были одобрены.

 В те годы Гроховский   руководил  конструкторским  отделом при Управлении Военно-воздушных сил Рабоче-крестьянской Красной Армии.  Именно он выдвинул идею массового производства парашютов из нансука для  воздушного десантирования.

 Думали и об обмундировании. Сначала парашютисты прыгали в обычных летных комбинезонах и шлемах. Позднее появилось специальное обмундирование, опять же попроще и подешевле.

 Гроховский предлагал и особые ботинки - с подпружиненной или "надувной"- пневматической подошвой, чтобы снизить риск травмирования ног при приземлении. Их благополучно испытали, но принять на снабжение армии отказались. Ведь после приземления бойцу придется немало ходить и бегать, а в громоздких башмаках Гроховского делать это неудобно. Не приняли и специальный комбинезон с уже вшитой внутрь подвесной системой парашюта.

 Кроме того, нужны были боеприпасы, средства связи, медикаменты, продовольствие. Все это сбрасывалось вместе с людьми. Разработкой специальной тары занимался конструкторский отдел при НИИ ВВС, развернутый затем в Особое конструкторское бюро ВВС.

 В 1932 году  П.И.Гроховский стал начальником и главным конструктором Особого конструкторского производственного бюро военно-воздушных сил РККА, которое возглавлял до 1934 года. В это время Павел Игнатьевич стал мастером парашютного спорта.

 Существует мнение, что Гроховский был типичным изобретателем-самоучкой. Ему явно не хватало научных знаний, что и неудивительно, ведь все его образование ограничивалось тремя классами церковноприходской школы и курсом лекций в летном училище.

 Серьезной проблемой для Павла Игнатьевича являлась элементарная школьная физика, не говоря уж о таких вещах, как сопромат. Вдобавок он не имел никакого представления о реальных возможностях отечественной промышленности.

 Недостаток знаний Гроховский компенсировал буйством фантазии, искрометным темпераментом и блестящими  организаторскими способностями. Многие его разработки оказывались бесплодными, а то и просто нереальными, но в то же время некоторые идеи Гроховского явно предвосхищали будущее воздушно-десантных войск.

 В довольно бедной и технически отсталой стране энергичный человек грезил многотысячными десантами с обилием различной техники, и ему удалось увлечь своими проектами не только собственный коллектив, но и руководство ВВС. Он обещал доставить в тыл врага все, что может понадобиться десантникам.

 Осконбюро быстро превратилось из маленькой группы энтузиастов в крупную проектную организацию со своими мастерскими и летным отрядом. Сами конструировали, сами делали и сами испытывали. При этом Гроховский зачастую проверял свои устройства лично. За необычность экспериментов группу испытателей прозвали "цирком Гроховского". В "труппу цирка" в разное время входили знаменитые летчики В. П. Чкалов и М. С. Каминский.

  П.И.Гроховский  был в числе организаторов  ряда  воздушных аттракционов, обеспечивших массовое движение  «Молодежь - на самолеты».

 На VIII Всесоюзном съезде Советов  в 1936 году был  брошен всенародный клич: «Молодежь – на самолеты!». Этот лозунг подхватили рабочие  Московского  авиационного завода  имени В. Р.  Менжинского, которые обратились к трудящимся Советского Союза дать стране 150 тысяч летчиков, подготовленных без отрыва от производства. Призыв нашел отклик во многих городах.

  Идея «Крылья нам не даны от рожденья, но нам дано время, чтобы получить их в течение жизни» стала очень популярной в тридцатые годы прошлого века.

 На протяжении последующих лет Павел  Игнатьевич Гроховский был начальником   и главным  конструктором Экспериментального института Наркомата тяжёлой промышленности по вооружениям РККА.

 С 1937 года П.И.Гроховский - начальник хозяйственного управления Центрального Совета Осоавиахима.  За выдающиеся достижения в авиационном деле  Павел  Игнатьевич Гроховский награжден орденом Ленина.

… Павел Гроховский  был арестован 5 ноября 1942 года. Он умер в 1946 году в заключении, а  реабилитирован в 1957 году -  посмертно.

 Члены районной комиссии по топонимике, председателем которой является заместитель Главы администрации  муниципального образования  «Вяземский район» Т.А.Якушева, обсудили возможные варианты увековечивания памяти выдающегося уроженца Вяземской земли.

 Члены комиссии пришли к единодушному мнению, что необходимо вести разъяснительную работу среди вязьмичей, особенно – среди подрастающего поколения, и пропагандировать имена и достижения известных вязьмичей.

  О Павле  Игнатьевиче Гроховском будут собраны дополнительные материалы. Это необходимо для уточнения и систематизации данных, а также последующей культурно-разъяснительной работы.

Лариса Жукова 
На фото: П. И. Гроховский, 1935 год.
П. И. Гроховский демонстрирует десантный парашют Г-1
Плакат "Молодёжь на самолёты"  Г. Клюцис,  1934 год