Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году

«Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся…» В Вязьме прошли V юбилейные Аркадьевские чтения

01.01.2014 3

…Свет православия пришел к нам в Россию более тысячи лет назад. Вернее сказать, что тысячу лет назад православие и создало нашу страну — Святую Русь. 

Уникальность русской православной цивилизации в том, что она более шестисот лет осуществляла симфонию власти – единство «меча и посоха», единство церкви и государственности как глубинных форм организации народной жизни, обеспечивающих развитие на основе православной культуры. 

 Святая Русь — это святыни Русской Земли: ее монастыри, цер­кви, священство, мощи, иконы, священные сосуды, праведники, свя­тые события истории Руси. Это идеалы братолюбия, милосердия, взаимопомощи, служения народу, жертвенности, любви, нашедшие живое выражение в земном пути святых людей.

 Однако святая Русь не отделена непроницаемой стеной от всей земли русской, от России. Святая Русь созидалась людьми, истово принявшими Христово слово «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, все остальное приложится вам».

 Эти люди – подвижники благочестия - стали на путь очищения от греха своей души, на путь стяжания Духа Святого. «Стяжите Духа Святого и тысячи вокруг вас спасутся», - эти слова преподобного Серафима Саровского раскрывают сущность святости Святой Руси.

 Не случайно юбилейные V Аркадьевские чтения, ставшие в нашем городе ежегодными, были посвящены изучению истории Вязьмы сквозь призму жизнеописаний святых и подвижников благочестия. Причем, начало этой истории было положено от событий, связанных с жизнью и трагической гибелью русских князей, сыновей киевского великого князя Владимира Святославича, - Бориса и Глеба.

 Каноническая версия, известная, как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев в 1015 году. Оба брата, согласно общепринятой версии, были убиты Святополком Окаянным во время борьбы за власть.

 Святые Борис и Глеб — традиционные персонажи литературных произведений агиографического жанра, среди которых  особое место занимает «Сказание о Борисе и Глебе», написанное в середине XI века в последние годы княжения Ярослава Мудрого. Позднее «Сказание» дополнилось описанием чудес святых («Сказание о чудесах»), написанных в 1089—1115 годы последовательно тремя авторами. Всего «Сказание о Борисе и Глебе» сохранилось более чем в 170-и списках,

 Вместе с князем Борисом  принял смерть от руки убийцы  верный слуга Георгий Угрин. Он был братом благочестивого  Ефрема, который служил в то время при княжеском дворе.

 Преподобный Ефрем горько плакал, прибыв на место убийства. Он нашел отсеченную голову своего брата Георгия и взял ее с собой. Оставив службу при княжеском дворе, преподобный Ефрем, по благословению митрополита Киевского, отправился в верховье Волги и Тверцы. Здесь преподобный Ефрем решил подвизаться в подвиге странноприимца.

 Вблизи Нового Торга, или Торжка (ныне г. Торжок Тверской области) он основал странноприимный дом для призрения бедных и немощных, странников и переселенцев. 

 Живя в Торжке, преподобный Ефрем часто ходил в Киев. Во время одного из таких путешествий, следуя через Вязьму, он встретился с блаженным юношей Аркадием и обрел в нем брата во Христе.     Прозорливый Ефрем понял духом своим, что  юноша принял на себя юродство Христа ради. Ефрем ободрил Аркадия в трудном служении Господу и всегда навещал молодого вязьмича  во время своих путешествий.

 Аркадий смотрел на преподобного Ефрема, как на своего духовного руководителя и наставника, и нередко приходил к нему в Торжок для научения и назидания.

 В Вязьме блаженный юноша Аркадий часто молился на большом камне возле православного храма. Позже на этом месте был построен Аркадьевский монастырь.

 Примечательно, что в этом году юбилейные V Аркадьевские чтения проходили  в здании Центральной районной библиотеки по улице Ленина, в здании бывшего Аркадьевскго монастыря – буквально на месте молитвенных подвигов святого преподобного чудотворца Аркадия Вяземского и Новоторжского.

 «Мы много говорим о героях и говорим, что они жили когда-то и что-то сделали для нас, - сказал, открывая V Аркадьевские чтения настоятель вяземского Введенского храма отец Олег. -  Подвиги героев прошлых лет легли в основу нашей сегодняшней истории. Но есть герои, о которых мы не можем сказать, что они жили ранее, а сейчас их уже нет. Эти особые герои  есть всегда. Они сейчас -  в вечной жизни. Они с нами. Они смотрят на нас и молятся о нас».

Благословил проведение V Аркадьевских чтений Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. Он подчеркнул, что в церковном календаре Аркадий Вяземский и Аркадий Новоторжкий – это один и тот же человек.

 «Мы можем много рассуждать о политической целесообразности празднования или не празднования 1000-летия города Вязьмы, но это никак не относится к памяти святого чудотворца  Аркадия Вяземского и Новоторжского, - сказал Епископ Смоленский и Вяземский Исидор. - Дело людей церковных, верующих говорить о великом предназначении преподобного Аркадия. И на декабрьских чтениях в Вязьме мы в очередной раз мы поговорим о нашей славной истории, о наших святых и подвижниках благочестия. Эти люди не думали о мирской славе. Они думали о том, как угодить Богу и как послужить Отечеству.  Именно таких благочестивых людей Православная Церковь причисляет к лику святых».

 Глава муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области С.А.Гуляев также упомянул о том, что до начала V юбилейных Аркадьевских  чтений ходило множество разговоров о том, есть ли Вязьме тысяча лет, или нет.

 «Я считаю, что тема «1000-летие Вязьмы в жизнеописаниях святых и подвижников благочестия» выбрана очень грамотно, - подчеркнул С.А.Гуляев. - Как сказала Владыка, если отбросить все политическое, убрать все  меркантильные мысли, которые будоражат умы многих людей, вызывая размышления о привлечении дополнительных финансовых средств  для значимых юбилейных дат, то суть становится очевидной – Аркадий Вяземский существовал, и мы можем честно и откровенно говорить об истории Вязьмы и ее святых в этом контексте. То, что наша земля намолена, то, что она имеет давнюю христианскую историю, то, что мы любим свою Малую Родину – это, на самом деле, правда».

 Глава Администрации Вяземского городского поселения А.К.Клименков приветствуя собравшихся, обратил внимание на то, что  Аркадий Вяземский и Новоторжский является не только одним из вяземских  святых, но и покровителем нашего древнего города.

 «Наша жизнь зависит не только от собственных усилий, но и от того, как к этим усилиям будет относиться наш ангел-хранитель», - сказал Александр Константинович Клименков.

 Глава Администрации Вяземского городского поселения отметил, что в уходящем году в нашем городе свершилось очень много событий, как в хозяйственной, так и в социальной жизни. Отремонтирован сложнейший участок водовода, построена новая КНС на улице Кирова, продолжается переселение вязьмичей из аварийного жилья, строится новое  социальное жилье.

 «Но самое главное событие 2013 года – это обретение вязьмичами  святыни – камня, на котором совершал свои молитвенные подвиги Аркадий Вяземский», - подчеркнул Александр Константинович Клименков.

 В ходе V Аркадьевских чтений было представлено десять докладов.

О крещении Смоленской и Вяземской земли рассказал Иеромонах Даниил (Сычев) – настоятель прихода церкви Казанской Божией Матери села «Хмелита» Вяземского района Смоленской области.

 Член Союза краеведов России Игорь Музыченко представил слушателям историю поиска и обретения Аркадьевского камня.

 Семиченкова Лариса Владимировна – учитель Исаковской средней школы, методист комитета образования по краеведению, член Союза краеведов России - подготовила доклад о священнослужителях рода Лелюхиных.

 К V Аркадьевским чтениям свои доклады подготовили учитель православной культуры Вязьма-Брянской средней школы В.Н.Кузнецова, учитель Семлевской средней школы Т.П.Васильева, заведующий усадьбой «Богородицкое поле» Государственного историко-культурного заповедника «Хмелита» И.Г.Михайлов, научный сотрудник Государственного историко-культурного заповедника «Хмелита» А.А.Филиппова, учащийся Каснянской средней школы Семен Смирнов, кандидат педагогических наук, педагог дополнительного образования Станции юных туристов, член Союза краеведов России И.М.Паненкова, доцент Тверского государственного технического университета, координатор краеведческого общества г. Ржева О.М.Кузьмина.

 Настоятель вяземского Введенского храма отец Олег попросил благословения у Епископа Смоленского и Вяземского Исидора об издании книги о Вяземских святых.

 Чрезвычайно важно донести до современного человека, что русские православные святые были самыми успешными людьми своего времени.

Они были воплощением той русской национальной идеи, которая помогла построить могучую державу. Они и сейчас обозначают для нас нравственные координаты духовного пространства, где следует вести поиск национальной идеи для новой России.

Без знаний о русских святых невозможно не только постижение всей глубины русской культуры, но и затруднительно изучение нашей истории. 

 Проблема в том, что наши святые пока еще, не смотря на обилие житийных тиражей, оказываются спрятанными от нас в морально устаревших текстах, пробиться через которые современному читателю трудно. Поэтому эту проблему нужно решать.

 

Лариса Жукова

Фото Тамары Булановой