Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Мусоросортировочный комплекс: «за» и «против»

29.02.2012 85
Руководитель предприятия ООО «Благоустройство-1» М.В. Атрощенков пригласил комиссию, в состав которой вошли депутаты городского Совета, чтобы познакомить прибывших с работой мусоросортировочного комплекса по ул. Кронштадтской. На вопрос, с чем связано приглашение, Михаил Валерьевич ответил, что цель встречи – развеять негативные мифы, окружающие мусоросортировочный комплекс со дня его появления.
Один из таких мифов заключается в том, что по улице Кронштадтской незаконно возведен мусороперерабатывающий завод. Письмо с жалобой на подобное строительство было отправлено вязьмичами президенту страны. Результатом этого обращения стала проверка Департамента Смоленской области по природным ресурсам деятельности, планируемой ООО «Благоустройство-1» и выдача предписания об обязательном получении заключения на деятельность с опасными отходами.
Кроме того, определенное недовольство вязьмичей связано с тем, что в непосредственной близости от мусоросортировочного комплекса находятся частные гаражи, а в некотором отдалении - дома частного сектора. Люди обустраивали недвижимость, не подозревая о готовящемся «сюрпризе» в виде соседства с мусоросортировочным комплексом и постоянным движением мусоровозов. По мнению жителей, такому важному объекту лучше было бы находиться не в самой Вязьме, а в непосредственной близости от полигона ТБО в Пастихе.
По сей день многих вязьмичей беспокоит воздействие мусоросортировочного комплекса на окружающую городскую среду и неясность вопроса с санитарно-защитной зоной объекта. Люди полагают, что участок мусоросортировочного комплекса расположен относительно недалеко от реки Вязьма, что в случае проникновения в почву вредных веществ может стать причиной дополнительного загрязнения речки.
Руководитель ООО «Благоустройство-1» М.В. Атрощенков убежден в экологической безопасности мусоросортировочного комплекса, на действие которого, по словам Михаила Валерьевича, имеются необходимые документы.
Описание работы объекта М.В. Атрощенков начал у входа в огромный ангар, в котором, собственно, и размещается сортировка мусора. Договора на вывоз твердых бытовых отходов у ООО «Благоустройство-1» заключены с управляющими организациями, обслуживающими многоквартирные дома, магазинами и другими собственниками отходов.
М.В. Атрощенков рассказал, что в один из дней, когда на мусоросортировочном комплексе проводился контроль за объемами ввоза и вывоза ТБО, в ангар на мусоровозах вошло 600 кубометров твердых бытовых отходов, а после сортировки на полигон вывезли всего 125 кубометров ТБО. То есть объем мусора существенно сократился.
Депутаты узнали, как происходит процесс доставки и сортировки ТБО. На промышленную бетонную площадку мусороперегрузочной станции твердые бытовые отходы доставляются мусоровозами. Поступающие отходы разгружаются, после чего отбираются полезные компоненты вторичного сырья. В процессе сортировки мусора задействовано около восемнадцати человек.
Отсортированное вторсырье получает «вторую жизнь», готовясь к дальнейшей транспортировке и переработке на специализированных предприятиях. Неликвидные остатки ТБО ссыпаются в большегрузные контейнеры и вывозятся мусоровозами на полигон утилизации. Бизнес, по словам М.В. Атрощенкова, не очень доходный, но себя оправдывающий.
«В Европе жители все отходы, мусор складируют отдельно в зависимости от того, бумага ли это, стекло, металл, – заметил в ходе экскурсии по ангару депутат А.Н. Шевченко. – А в Вязьме это происходит на этом мусоросортировочном комплексе».
Таким образом, миф о нахождении по улице Кронштадтской мусороперерабатывающего завода был развеян. «Никакой промышленной переработки мусора не осуществляется, - пояснил М.В. Атрощенков. – Ни одной трубы, производящей выбросы в атмосферу, в ангаре нет. Мы ничего не перерабатываем, а только сортируем мусор перед его окончательной утилизацией на полигоне».
Ряд вопросов о процессе работы мусоросортировочного комплекса задала директору предприятия депутат городского Совета Н.Ф. Новикова. Так, Надежда Федоровна поинтересовалась, где и каким образом моются собранные пластиковые бутылки. «Бутылки здесь не моются, - ответил руководитель ООО «Благоустройство-1» М.В. Атрощенков. – Они прессуются». «С пробками?» - уточнила депутат Н.Ф. Новикова, на что услышала: «Совершенно верно».
Также был задан вопрос, каким образом осуществляется санитарная очистка помещения: моется ли оно, и каким образом? «Помещение только подметается, - пояснил М.В. Атрощенков. – Ни воды, ни канализации в ангаре нет. Никаких стоков. В реку ничего не течет и не попадает. Влияния на окружающую среду мусоросортировочный комплекс не оказывает».
«Я предполагаю, что на этой мусоросортировочной станции могут быть бактерицидные микробы и болезнетворные грибки, - отметила депутат Н.Ф. Новикова. - Насколько мне известно, на подобных комплексах должны быть установлены обеззараживающие лампы, а здесь их нет…»
«Если исходить из принципа «что должно быть», то на этом основании можно закрыть любую школу, любой институт - прокомментировал М.В. Атрощенков. – В ходе сортировки мусор не залеживается: пришел – ушел. К вечеру уже ничего нет. Хотите – закажите экспертизу и ищите здесь микробов».
Опроверг руководитель ООО «Благоустройство-1» и наличие на территории мусоросортировочного комплекса «мутогенных» крыс. «Вы видите здесь крыс? – огляделся вокруг Михаил Валерьевич. - Я – нет. Галки летают, что ж поделаешь…»
На замечание о жалобах владельцев близстоящих гаражей на разбитую дорогу, Михаил Валерьевич сказал, что вопрос уже снят, так как мусоровозы по этой дороге больше не ездят. Но, тем не менее, директор предприятия пообещал восстановить весной дорожное покрытие у частных гаражей.
Разумеется, вопрос коснулся и разрешенной деятельности объекта, на который были приглашены депутаты. Руководитель ООО «Благоустройство-1» М.В. Атрощенков обозначил вид деятельности комплекса «как станция перегрузки ТБО с элементами отбора полезных фракций».
«У вас есть все необходимые документы, что указанный вид деятельности именуется именно так?» – уточнила депутат Н.Ф. Новикова, зная, что изначально ангар предназначался для хранения песчано-соляной смеси.
«Документы мы предоставляли в администрацию», - уклонился от прямого ответа Михаил Валерьевич и предложил обсудить законность постройки и использования ангара в прокуратуре или суде.
Позже М.В. Атрощенков все-таки пояснил, что при постройке ангара и мусоросортировочного комплекса учитывалась экономия средств. «Если бы я строил не временное, а капитальное здание, мне нужно было бы заказывать проект, платить за него около миллиона рублей, потом получать необходимые разрешения, вводить здание в эксплуатацию. Все это - дополнительная трата времени и денег, - сказал Михаил Валерьевич. - Я бизнесмен. Законодательство дает мне возможность обойтись без лишних финансовых затрат. Так почему я не могу этим воспользоваться? На временное строение разрешение не нужно. Для ускорения и удешевления процесса мы пошли по этому пути. Посмотрели судебную практику и решили, что так сделать можно».
«И вид использования ангара не собираетесь менять?» - настойчиво поинтересовалась Надежда Федоровна Новикова.
«Нет, не собираюсь, - ответил Михаил Валерьевич. - Если Родина попросит на законном основании поменять вид использования ангара – будем менять. А так…Зачем?»
Оставалось лишь отметить трудовой энтузиазм рабочих, занимающихся сортировкой мусора в промерзшем ангаре, которому, как временному сооружению, не полагается иметь отопление, канализацию и даже воду для мытья рук… Впрочем, воздух в рабочей зоне при минусовой температуре был относительно свежим.
- Может, стоит сюда летом приехать? – поинтересовался один из членов комиссии.
- Летом? Согласен.

Лариса Жукова

***

Мнение специалиста

Комментарии руководителя территориального отделения Роспотребнадзора Александра Васильевича ЗЫКОВА:
- Какие требования предъявляются к строительству мусоросортировочных комплексов?
- В соответствии с СанПином такие объекты относятся к предприятиям, подлежащим зонированию, т.е. у них должна быть санитарно-защитная зона. Она предусматривает если не устранение, то уменьшение негативного влияния, которое мусоросортировочный объект может оказывать на население. Например, шум от транспорта, запахи... Какие-то вредные химические выбросы с высокой концентрацией могут там находиться, а санитарно-защитная зона как раз и создана для того, чтобы их уменьшить, рассеять до предельно-допустимой степени. Эти вопросы подлежат контролю с нашей стороны. Стоки от пищевых отходов – это предельно-допустимые сбросы. Их контролирует Росприроднадзор.
Размер санитарно-защитной зоны зависит от класса опасности объекта: от первого до пятого. Определить класс опасности мусоросортировочного комплекса можно, исходя из объемов производимой им продукции. Ориентировочно, это третий класс опасности с санитарно-защитной зоной от 100 метров.
Вообще каждое предприятие в процессе своей деятельности должно разработать Проект санитарно-защитной зоны, который должен учитывать наличие фонового загрязнения, суммарное воздействие вредных факторов, все – с учетом розы ветров. Не должно быть вредного влияния на условия проживания населения.
- О подготовке Проекта санитарно-защитной зоны должно позаботиться само предприятие?
- Естественно. При проведении плановых проверок мы это обязательно учитываем. На сегодняшний день у нас в реестре стоит около 150 промышленных предприятий и только примерно 40 из них имеют Проекты санитарно-защитных зон. Это первая причина, по которой составляются протоколы административных правонарушений.
Раньше штрафы на должностных лиц составляли где-то 2-3 тысячи рублей, теперь на юридическое лицо возлагаются штрафы от 10 до 30 тысяч рублей. Плановые проверки проводятся раз в три года, при наличии обоснованных жалоб мы также можем выехать на проверку. Если есть угроза жизни и прямое воздействие на здоровье людей, конечно, проверки будут проводиться.
-Может ли находится мусоросортировочный комплекс относительно недалеко от реки?
- Это вопрос, на который должны ответить специалисты Росприроднадзора. Должно быть водоотведение территории, предусмотрена «обваловка», ливневая канализация должна быть, возможно – очистные устройства.
-А если мусоросортировочный комплекс работает без водоснабжения?
- Если нет водоснабжения – значит, нет производственных стоков. Но ливневые стоки, в любом случае будут, нельзя не учитывать и атмосферные осадки.
- Должно ли согласовываться перепрофилирование предприятия?
- Я считаю, что должно. Есть разрешенные виды деятельности, и в рамках этой деятельности предприятие может проводить работу. Наверное, это вопрос к налоговой инспекции. В любом случае, проводимые виды работ не должны негативно влиять на условия проживания населения и экологию.

Тема обсуждается в Интернете на forum.mgorv.ru

Газета «МОЙ ГОРОД - ВЯЗЬМА» № 9 от 29.02.2012