Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

В 2015 году Вязьма может отметить свое 1000-летие

29.09.2013 158

Сколько лет Вязьме на самом деле?

Точного ответа на это вопрос на сегодняшний день нет.Так, в первом издании «Большой советской энциклопедии» сказано:  «Начало Вязьмы уходит в глубокую древность: вблизи Соборной горы, равно как и в других местах города, находят обитые и полированные каменные орудия, относящиеся к неолиту и бронзовому веку. Уже в начале XI века Вязьма упоминается как значительный пункт». (Большая советская энциклопедия. [1-е изд.]. Т. 14 (Высшее – Гейлинкс). М., 1929. Стб. 128).

Второе издание «Большой советской энциклопедии» подтверждает: «Возникновение Вязьмы относят к  9 – 10 вв.; в древности имела большое торговое и военное значение». (Большая советская энцикдопедия. 2-е изд. Т. 9 (Вологда – Газели). М., 1951. С. 582).

  Третье издание «Большой советской энциклопедии» отмечает: «Возникновение Вязьмы относят к  9 – 10 вв.». (Большая советская энциклопедия. 3-е изд. Т. 5 (Вешин – Газли). М., 1971. С. 605).

  Впервые День города Вязьмы широко отмечался в 1989 году. Для исчисления истории города условно был взят 1239 год, как наиболее распространенное в литературе мнение о первом летописном упоминании города.

  В 2009 году Администрация Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области заключила договор с Институтом Российской истории РАН (Москва) о проведении научно-исследовательской экспертизы о дате основания города Вязьмы Смоленской области.

 Согласно акту  научно-исследовательской экспертизы от 2 июля 2009 года, предоставленному Институтом Российской истории РАН (Москва), вопрос о  времени возникновения древнего русского города Вязьмы в отечественной историографии  до сих пор относится к числу нерешенных.

  Тем не менее, специалисты дали однозначный ответ, что источника, в котором Вязьма упоминалась бы именно в 1239 году,  не существует в природе.  Упомянутый 1239 год есть не что иное, как плод размышлений над родословными книги исследователей, пытавшихся датировать получение вяземского стола князем Андреем Владимировичем Долгая Рука.

Более того, эта дата вступает в противоречие с генеалогической литературой, на страницах которой встречается имя данного князя.

 Так сколько же лет городу Вязьме?

 

Люди жили здесь со времен каменного века

 С 1910 года  археологические обследования окрестностей Вязьмы проводила известный этнограф и археолог Е.Н. Клетнова. Ей удалось выявить юго-западнее города, в районе Русятки, древнее городище с валом и рвом и могильные курганы, возникшие, предположительно, до X века. По рекам Бебря и Осьма также было обнаружено несколько древних курганных полей.

 В 1927 году  вяземские археологические тайны изучал А. Н Лявданский. (11.09.1893-1937). Он  родился в Белоруссии, воевал на фронтах Первой  Мировой, в 1922 окончил Смоленское отделение Московского археологического института, преподавал в Смоленском университете.  Был арестован НКВД в мае и расстрелян в августе 1937 как польский шпион. Реабилитирован посмертно в 1956 году.

 Незадолго до начала  Великой Отечественной войны раскопки в пригороде Вязьмы вели педагоги 20-й средней школы  С.И.Борисов и П.М.Запорин – будущие Почетные граждане нашего города.

 «Со временем каменного века здесь поселились люди, - писал в своих трудах  историк С.И.Борисов. -  Они оставили свои орудия, с которыми работали. Так, в Бозне  мы нашли кремневое копье, в Гредякино, Черном и на месте деревни Постиха нашли гладкие каменные топоры. Интересные находки были обнаружены и на берегах рек Вязьмы и Бебри».

 Археологические исследования на вяземской земле продолжались вплоть до 1949 года. Работы вела Смоленская экспедиция, которой руководил смоленский историк Н.В.Андреев.

 В 1949 году археологические работы на вяземской земле проводила специальная экспедиция Московского университета под руководством  Д.А.Авдусина.

 В 1958 и 1968 годы Вяземская земля заинтересовала археологическую  экспедицию Смоленского пединститута  в состав которой входил историк и археолог Е.А.Шмидт, будущий профессор Смоленского Государственного Педагогического университета.

 Экспедиции находили неолитические стоянки с кремниевыми орудиями, топорами, останки мамонтов и древнейшие человеческие скелеты. Были обнаружены фрагменты посуды  различных эпох и женские украшения.

  В районе Русятки в культурном слое реки Вязьмы была  найдена керамика середины  I тысячелетия нашей эры. Крупные городища   I тысячелетия нашей эры обнаружены  у деревни Городок.

 В целом  на  территории Вяземского района археологи открыли не менее 14 древних городищ (укрепленных поселений), 3 селища (неукрепленные поселения), 10 значимых мест с находками различной ценности вдоль берегов рек Вязьма, Осьма, Касня, Жижала.

  В 1973 и 1988 годы раскопками в Вязьме занялась ученица археолога Д.А.Авдусина, сотрудник института археологии РАН Т.В.Сергина. Изучалась окраина города в районе Русятки и древнее городище, на котором стоит Свято-Троицкий собор.

  В 1997 году экспедиция Института археологии продолжила археологические исследования городища на Русятке близ Вязьмы. Экспедиция установила, что жители городища были христианами: найдены четыре металлических нательных крестика простых форм XI-XII веков.

  Также были обнаружены украшения, каменные пряслица для прядения, сделанные из розового волынского шифера или местных серых известняков, множество керамики (горшки, миски, кувшины) с характерными для домоногольского времени орнаментами и примесями в глиняном тесте.

   Было четко установлено, что Русятское городище представляет собой форпост Смоленской земли с военным гарнизоном, уже  в XI веке контролировавшим  район течения реки Вязьмы. 

   По свидетельству археологов, жизнь на городище Русятки затухала естественным образом, в XIV-XVII веках, оно уже было необитаемым. Какое-то возобновление жизни здесь произошло в XVIII веке, о чем говорят найденные в культурном слое поздняя керамика и другие бытовые принадлежности.

   Таким образом, древние археологические находки, найденные на Русяткинском городище и на территории города Вязьмы Смоленской области, свидетельствуют о том, что люди жили в  этих местах с незапамятных времен.

Город мог существовать с начала  XI века

 В поисках необходимых данных следует рассмотреть и жития святых Русской Православной Церкви, одно из которых рассказывает о местном святом – преподобном чудотворце Аркадии Вяземском и Новоторжском.

 Житие Аркадия Вяземского и Новоторжского свидетельствует о существовании города уже в самом начале XI века, поскольку из данного источника выходит, что в Вязьме уже в ту эпоху существовало несколько храмов.

 Ряд исследователей предполагает, что Вязьма, вероятно, возникла еще в более раннее время. На это указывает и выгодное положение города на реке Вязьме, связывающей бассейны важнейших рек – Днепра и Волги, Днепра и Оки, и многочисленные археологические находки, относящиеся к периоду неолита: каменные молотки, кремниевые копьевидные наконечники, скребки, прясла и так далее.

 Основными источниками сведений об Аркадии Вяземском и Новоторжском  являются рукописные записи о его житии, а также «Дело об освидетельствовании иконы преподобнаго Аркадия Вяземскаго и Новоторжскаго, писанной по видению строителя вяземской Спасской церкви старца Спиридона, и о бывшем в Вязьме, по случаю оставления этой иконы в вяземском Предтечеве монастыре, народном волнении» (1680-1681).

 Наиболее авторитетный из дореволюционных «Энциклопедический словарь» Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона по этому поводу писал: «Из жития преподобного Аркадия известно, что в самом начале XI века в Вязьме было несколько храмов. В летописях город в первый раз упоминается в первой половине XIII века, когда он был отдан в удел князю  Андрею Владимировичу». (Энциклопедический словарь. Издатели Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. Т. 14. СПб., 1892. С. 726).

В юности Аркадий избрал подвиг юродства, «красоту мирскую и славу земную ни во что же вменив». Он подолгу молился на большом камне около вяземского Троицкого собора, «не давая сна очам своим и дремания веждям, преуспевая во мнозех добродетелях, мысленно пребывая с Богом».

В описываемое время, а это – начало XI века -   в Вязьме было уже несколько храмов. Любимым занятием Аркадия было за два – три дня до крестного хода подметать улицы, по которым затем проходило церковное шествие.

Позднее, благодаря своей вере, Аркадий  стал творить чудеса. Идя однажды по улице, святой увидел ребенка, пьющего молоко из сосуда, в котором находился уж. Тогда Аркадий сказал: «Да не будет сего гада во граде Вязьме и за тридесят поприщ», после чего змеи перестали водиться в окрестностях Вязьмы по сей день, не смотря на сильно заболоченную местность вокруг города.

Горожане смеялись над юродивым и лишь после того, как он воскресил ребенка одной вяземской вдовы, умершего от укуса змеи, стали почитать его. В частности предметом поклонения стал камень, на котором молился преподобный, – на нем часто выступала вода, обладавшая по молитвам к святому целебными свойствами. Впоследствии здесь была поставлена часовня во имя всех святых.

Как-то через Вязьму проходил, принявший иночество в Киеве преподобный Ефрем, бывший конюший князей Бориса и Глеба, убитых князем Святополком в 1015 году. Идя из Нового Торга (Торжка) в Киев, Ефрем познакомился с юношей-подвижником. Затем Аркадий часто путешествовал к нему в Торжок, а позднее удалился туда, где помогал своему учителю возводить каменный соборный храм во имя святых Бориса и Глеба, в новоустроенном монастыре.

   По церковному преданию, преподобный Ефрем скончался 28 января 1053 году, а спустя несколько лет – 13(26) декабря 1077 году за ним последовал и преподобный чудотворец Аркадий Вяземский и Новоторжский. Он был погребен в соборном храме Борисоглебского монастыря Торжка. (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 310; Виноградов И.П. Исторический очерк города Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включительно). С прилож. плана города 1779 г., родословной князей Вяземских, описания древней крепости и мног. друг. М., 1890. С. 4 – 5, 100 – 101; Даниил (Сычев), иеромонах. Вязьма. Очерки истории. М., 1997. С. 3 – 6).

   История Вязьмы  - это память о ее выдающихся жителях

В настоящее время, согласно Уставу  Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области, День города Вязьмы отмечается ежегодно, в  светлый праздник  - День Святой Троицы.

Вопрос о дате проведения Дня города Вязьмы решен, остается проблема с летоисчислением города.

В настоящее время Администрация Вяземского городского поселения вновь вернулась к  рассмотрению существующей проблемы.  Местные власти считают целесообразным рассмотреть  дату образования города Вязьмы в свете широко опубликованных данных  о преподобном чудотворце Аркадии Вяземском и Новоторжском, упоминаемом с  начала XI века.

Такое летоисчисление более обосновано, подтверждено многочисленными публикациями, энциклопедическими данными и согласуется с  официально принятой датой празднования Дня города  Вязьмы – православным праздником Днем Святой Троицы. 

Администрация Вяземского городского поселения считает необходимым отказаться от условной даты первого упоминания о городе Вязьме в 1239 году. За основу празднования Дня города Вязьмы целесообразнее взять  летоисчисление, ведущееся с 1015 года. Эта дата упоминается в житиях преподобного Ефрема (скончался 28 января 1053 года)  и святого преподобного Аркадия Вяземского и Новоторжского (дата кончины - 13(26) декабря 1077 года).

В настоящее время  письма с вопросом  о возможной смене летоисчисления Вязьмы направлены руководству страны, в Государственную Думу РФ и руководству области.

 После получения официальных ответов  Администрация Вяземского городского поселения подготовит необходимые документы для обращения в представительный орган –  городской Совет депутатов – для принятия окончательного решения.

 

Лариса Жукова