Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Новый образовательный стандарт - теперь и в Вязьме

31.08.2011 74
Накануне начала нового учебного года наш корреспондент встретилась с Еленой Анатольевной Агаповой, заместителем председателя комитета образования Администрации МО «Вяземский район», и задала ей несколько вопросов о том, что ждет учеников с внедрением 1 сентября новых стандартов в образовании.
- Новый образовательный стандарт... Елена Анатольевна, что он даст нашим первоклассникам?
- Постановлением правительства в 2010 году был утвержден план модернизации общего образования. С 1 сентября 2011 года все школы Вязьмы, как, впрочем, и всей страны переходят на Федеральный государственный образовательный стандарт. В соответствии с ним у нас должны измениться три составляющие образования: структура, условия и оценка качества знаний.
Сегодня на первое место выходит ребенок и его деятельность. Теперь учитель будет выстраивать урок так, чтобы он большую часть времени находился в поиске истины, самостоятельном открытии новых знаний. Учитель сегодня не является монополистом знаний, он должен научить ребенка искать пути достижения цели, достигать её, оценивать полученный результат.
- Вам не кажется, что это слишком сложно?
- Поисковые методы учебы, большая практическая направленность, которые заложены в новом образовательном стандарте, сформируют у детей потребность в самостоятельной деятельности. При этом процесс поиска знаний будет идти по нарастающей, в зависимости от возрастных особенностей детей.
- Вам не кажется, что это похоже на самообразование?
- Сегодня мы должны заложить в ребенке потребность к постоянному самообразованию с детских лет. Все вокруг стремительно меняется, и наша задача – обучить его жить в этом быстро меняющемся мире. Он должен самостоятельно находить свое место в жизни, при необходимости меняя виды деятельности. Почему у нас большая часть молодежи теряется, вступив во взрослую, самостоятельную жизнь? Ребята окончили школу, получили высшее образование, но за несколько лет потребность в таких специалистах, как они, потеряла свою актуальность. Как результат – разочарование в жизни. Поэтому сейчас мы говорим о том, что ребенок должен иметь несколько образований, причем в различных сферах. Как видите, требования к выпускникам меняются, соответственно меняется и «портрет» выпускника.
- Что такое «портрет» выпускника?
- Это те личные качества, знания и умения, практические навыки, которыми должен обладать выпускник, выходя из школы.
- Выпускник 2010 года и выпускник 2020 года, какая будет  разница между ними?
- Огромная. Выпускник 2020 года будет более приспособленным к жизни, самостоятельным; будет делать для себя осознанный выбор, самостоятельно выстраивать дальнейшую жизнь и карьеру. Это является основной задачей новых образовательных стандартов.
- Ребенок может, конечно, получить несколько образований: юридическое, экономическое, техническое. Но ведь старшие классы будут профильными. Когда в десятом - одиннадцатом классах ученик решает, куда поступать, то выбирает для себя профиль образования и соответственно дисциплины, которые будет изучать углубленно. Будущие юристы выбирают гуманитарные предметы, экономисты – математику, «технари» - физику, все остальные знания - на базовом уровне. Как ребенок, окончивший математический класс, спустя несколько лет сможет пойти учиться на юриста?
- Кроме профильных классов, у нас есть универсальные. Если ребенок способен учиться, базовые знания по всем предметам он получит всегда. Необходимо помнить, что базовые знания – это основа образования.
- Мы подошли к вопросу, который волнует многих. Правда ли что в школе останутся два часа русского языка, два – математики, три – физкультуры. Остальные предметы будут только на базовом уровне, а углубленные знания - за деньги? Таких стандартов знаний, которые получали когда-то мы, наши дети не будут получать?
- Базовый уровень был, есть и остается – это как фундамент образования. Все остальное каждая школа вводит в программу с учетом особенностей своей работы и потребностей учеников и общества. Образование, как было бесплатным, так и останется. У нас все образовательные учреждения - бюджетные, а не автономные, поэтому все заложено в учебные планы. На сегодняшний день страх родителей по поводу того, что школа станет платной, - необоснован.
Однако, если есть потребности родителей и учеников и возможности школы в предоставлении образовательных услуг сверх учебного плана, то они могут предоставляться на платной основе. Здесь все зависит только от желания родителей.
- Расскажите о дополнительных занятиях, которые запланированы новыми стандартами.
- Помимо учебных занятий, в новых стандартах уделяется большое внимание внеурочной деятельности, организованной по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Это будут кружки, секции, конференции, экскурсии с привлечением как педагогов дополнительного образования, так и школьных учителей. Внеурочная деятельность будет направлена на развитие индивидуальных особенностей ребенка.
- Получается, что он будет находиться в школе длительное время. Не отразится ли это на его здоровье?
- Для того, чтобы ученикам первых классов не тяжело было привыкать к школе, создано поэтапное введение учебной нагрузки. В начале года дети будут учиться на трех уроках по 35 минут. Не сразу, а постепенно продолжительность уроков увеличится до 45 минут, а их количество - до четырех. В основы здоровьесбережения школьников входят также организация питания, медицинского обслуживания, игровые зоны для учеников младших классов.
- Много разговоров было о том, что с седьмого класса школьники будут ходить на производственную практику на предприятия.
- Действительно, это планируется. Вспомните, когда мы учились в старших классах, у нас была производственная практика. Мы ходили на производство, знакомились с историей предприятия, учились работать, и нас это ничуть не удивляло.
- Получается, что все новое – это хорошо забытое старое?
- Ничего нового без старого быть не может. Если взять удачный опыт, применить к нему современные требования, результат должен получиться именно тот, которого мы ждем и который сегодня нужен нашей стране.
- Внедрение новых стандартов влечет за собой необходимость улучшения материально-технического оснащения школы?
- Без современного оборудования, средств поддержки образования дать качественные знания ребенку на сегодняшний день невозможно. Поэтому в бюджеты закладываются большие средства на улучшение материально-технической базы.
Поэтапно будут меняться лабораторное, компьютерное и оборудование для практических занятий. Есть такое понятие, как «рабочие место учителя». Оснащенное компьютером и интерактивной доской, оно должно быть во всех классах. Кроме того, на столах детей в будущем планируется установить ноутбуки. В этом году у нас во всех первых классах будут новые парты. Не все классы получат компьютерное оборудование в каждый кабинет, но по мере поступления денежных средств эта проблема будет решаться.
- Меняется структура образования, меняются ли требования к учителю?
- Несомненно. В новых стандартах заложены огромные требования к педагогическому уровню учителя. Сейчас ставится вопрос о постоянном повышении уровня качества преподавания каждым педагогом. Учителю сегодня будет очень сложно. Представьте себе: человек отработал в школе не один десяток лет, создал свой подход к ученикам, способы и методы преподавания, а сегодня все требования кардинально поменялись. Учителю необходимо это понять и перестроиться. В прошлом учебном году у нас практически все учителя начальных классов и руководители методических объединений начальной школы, прошли курсовую подготовку, которая поможет им более грамотно подойти к внедрению новых стандартов.
Большую роль в процессе подготовки учителей сыграли, конечно, три наших «пилотных» класса в средних школах № 2, 4, 9, где образовательные стандарты ввели еще в прошлом году. Они обозначили проблемы, которые возникли при введении новшеств.
- Елена Анатольевна, что вы пожелаете родителям первоклассников?
- Ребенок идет в первый класс, для него открывается новая страница в жизни, которая не всегда будет легкой, но точно - интересной. Главное, чтобы он с желанием шел в школу и с радостью возвращался домой. Ребенок должен знать: как бы трудно ему ни было в школе, его любят и всегда ждут дома. А учитель – это ваш помощник. Для того, чтобы ребенку было хорошо и комфортно в школе, родители должны научиться выстраивать взаимоотношения с учителем. Желаю всем терпения и большой любви к детям!

Юлия Чебанова

Газета «МОЙ ГОРОД - ВЯЗЬМА» № 35 от 01.09.2011