основан в 1239 году
На совещании было поручено органам местного самоуправления муниципальных районов и поселений, являющихся административными центрами муниципальных районов, до 1 ноября 2011 рассмотреть целесообразность внесения изменений в уставы указанных муниципальных образований, в части объединения администраций данных муниципальных образований.
О.С. Григорьев отметил, что если ранее депутатами горсовета рассматривался вопрос о передаче части полномочий от городской Администрации районной, то теперь вопрос поставлен об объединении.
На предыдущем заседании комиссии по законности депутаты направили в Администрацию города письмо с предложением проработать вопросы внесения изменений в Устав, передачи полномочий и альтернативные варианты развития событий. Администрацией города в Совет депутатов были предложены следующие варианты.
Первый вариант: наиболее приоритетным для Администрации Вяземского городского поселения представляется изменение статуса Вяземского городского поселения путем наделения его статусом «городского округа». Порядок изменения статуса регулируется Федеральным законом. В частности, в нем говорится, что наделение городского поселения статусом «городского округа» осуществляется законом субъекта Российской Федерации при наличии сложившихся социальной, транспортной и иной инфраструктуры. Главное требование федерального закона – такой уровень развития инфраструктуры, который позволит осуществлять собственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского округа. В отношении Вяземского городского поселения Вяземского района этот вариант считается вполне приемлемым. Следует отметить, что органы государственной власти субъекта РФ в каждом конкретном случае самостоятельно определяют уровень развития городского поселения для придания статуса «городского округа». Окончательное решение об изменении статуса принимает областной закон. Происходит это с согласия населения городского поселения и муниципального района, которое вступает в городской округ. Мнение населения городского поселения и района определяется путем голосования – проведением двух референдумов: в городе и районе, жители должны высказаться за создание городского округа.
Плюсы городского округа, по мнению О.С. Григорьева, в том, что полномочия города и полномочия района соединяются, доходная часть бюджета формируется из тех налоговых поступлений, из которых формируется сейчас доходная часть бюджета и города и района, к тому же появляются дополнительные налоги, те, которые сейчас уходят в бюджет вышестоящих субъектов. Минус в том, что именно поэтому субъекты неохотно идут на присвоение статуса «городского округа» муниципальным образованиям.
Второй вариант: передача части полномочий городского поселения муниципальному району осуществляется путем заключения письменных соглашений. Решение о заключении соглашения о передаче осуществления части полномочий поселения принимается представительным органом поселения. Данный вариант предполагает возможность передачи только части полномочий.
Третий вариант: может быть предусмотрено образование местной администрации муниципального района, на которую возлагается исполнение полномочий местной администрации указанного поселения. В этом случае в поселении, являющемся центром муниципального района, местная администрация не образуется. В данном случае необходимы согласованность представительных органов муниципального района и поселения, внесение изменений в Уставы, ликвидация Администрации. На заседании Совета по развитию местного самоуправления на территории Смоленской области шла речь именно о таких изменениях.
В письме, направленном в горсовет, говорилось, что Администрация Вяземского городского поселения считает целесообразным приступить к реализации одного из выбранных вариантов, одобренных горсоветом, со дня истечения полномочий Главы Администрации МО «Вяземский район». Олег Станиславович пояснил, что с И.В. Демидовой заключен контракт на период работы районного Совета депутатов, до истечения срока полномочий районного Совета осталось около двух с половиной лет.
Депутаты обсудили все предложения. Этот вопрос слишком серьезный, чтобы принимать скоропалительные решения. Они решили в течение месяца посетить город Ржев, где модель городского округа уже внедрена, чтобы изучить опыт ржевских коллег.
Наша справка:
В Российской Федерации городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района, органы местного самоуправления которого обладают как полномочиями поселения, так и полномочиями муниципального района.
Статус городского округа как муниципального образования определён Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которому городской округ — городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В состав территории городского округа могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры.
По данным Росстата на 1 января 2010 года в России 512 городских округов.
Газета «МОЙ ГОРОД - ВЯЗЬМА» № 37 от 15.09.2011