Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Порядок организации и проведения проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

22.04.2014 87
В Федеральном законе «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 года № 294-ФЗ(в редакции от 28.07.2012) конкретизируется и усложняется процедура организации и проведения проверки.

 Во-первых, в законе определены и регламентированы четыре вида проверок: плановая, внеплановая, документарная, выездная.

 Во-вторых, установленные в законе сроки, четко конкретизированы.

 В-третьих, в законе увеличен круг обязанностей должностных лиц  контролирующих органов, а также установлен ряд обязанностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

 Плановая проверка проводится на основании следующих документов:

 1)на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов;

 2)на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

Законом установлено три основания для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок.

 В соответствии с пунктом 8 статьи 9 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых  проверок является истечение трех лет со дня:

 1)государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

 2)окончания проведения последней плановой проверки  юридического лица, индивидуального предпринимателя;

 3)начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

 В свою очередь, в ежегодных планах проведения  плановых проверок указываются следующие сведения:

 1)наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

 2)цель и основание проведения каждой плановой проверки;

 3)дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

 4)наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

 В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля указываются:

 1)наименование органа госконтроля (надзора) или органа муниципального контроля;

 2)фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

 3)наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится;

 4)цели, задачи, предмет проверки и срок её проведения;

 5)правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами;

 6)сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

 7)перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю;

 8)перечень документов, представление которых  юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

 9)даты начала и окончания проведения проверки.

 По общему правилу, плановые  проверки проводятся не чаще чем один раз в три года. В исключительных случаях, а именно: в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в  три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ.

 По общему правилу, срок проведения проверок не может превышать двадцать рабочих дней. Этот срок является общим как для плановых (документарных, выездных), так  и для внеплановых (документарных, выездных) проверок.

 Однако, в исключительных случаях, сроки проведения проверки могут быть иными. Так, иные сроки проведения проверки установлены только для плановых выездных проверок при соблюдении  следующих условий:

 -в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать пятьдесят часов для малого предприятия и пятнадцать часов для микропредприятия в год;

 -в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и  (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных  предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

 Предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

 Внеплановая проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки.

 Закон устанавливает следующие основания для  проведения внеплановой проверки:

 1)истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

 2)поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих  фактах:

 а)возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 б)причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 в)нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

 Исключением из общего правила являются субъекты малого и среднего предпринимательства, внеплановые выездные проверки в отношении которых могут проводиться только в двух случаях:

 -в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы  муниципального контроля обращений и заявлений граждан юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

 - в случаях поступления в органы государственного контроля (надзора), органы  муниципального контроля обращений и заявлений граждан юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

 Кроме того, внеплановые выездные проверки в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства могут проводиться только после согласования с органами прокуратуры по месту осуществления деятельности таких юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при  осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и  требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

 Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

 В процессе документарной проверки рассматриваются документы, имеющиеся в  распоряжении контролирующего органа, а именно:

 -уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности;
 -акты предыдущих проверок;
 -материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
 -иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица, индивидуального предпринимателя государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 В некоторых случаях контролирующим органом направляется мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе документарной проверки документы. Такой запрос должен быть обоснован и сделан только в двух случаях:

 -в случае если достоверность сведений, содержащихся в таких документах, вызывает обоснованные сомнения,

либо

 -в случае, если эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных  муниципальными правовыми актами,

 К запросу прилагается заверенная печатью копия распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа  государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.

 Со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны в течение 10-ти рабочих дней направить в соответствующий контролирующий орган указанные в запросе копии документов, заверенных печатью (при её наличии) и соответственно подписью  индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя, иного должностного лица юридического лица.

 Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, производимые и реализуемые юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем товары (выполняемая работа, предоставляемые услуги) и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.

 Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности.

 Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

 1)удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и иных имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля документах юридического лица, индивидуального предпринимателя;

 2)оценить соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

В ыездная проверка начинается со следующих действий:

 -с предъявления служебного удостоверения должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля,

 -обязательного ознакомления руководителя или иного должностного лица, юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя с распоряжением или приказом руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о назначении выездной  проверки и с полномочиями проводящих выездную проверку лиц, а также с  целями, задачами, основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, составом экспертов, представителями экспертных организаций, привлекаемых к выездной проверке, со сроками и с условиями её проведения.

 Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с  предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об  этих органах в целях подтверждения своих полномочий.

 

Заместитель Вяземского
межрайоннного прокурора
советник юстиции

 

О.В. Якубовская