Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году

«Как строили первую советскую автомагистраль» В литературном салоне прошла презентация нового книжного издания, появившегося благодаря поддержке городских властей

09.10.2014 4

 Сегодня  федеральная трасса Москва — Беларусь – это одна лучших и важнейших транспортных артерий, связывающих города и государства.  А ведь практически до конца тридцатых годов прошлого века в наших основными были совсем  другие  крупные трассы — Старая Смоленская дорога и  Духовщинский большак.

 В 1930-е  годы  наша страна была бездорожным государством. Связь между селами, деревнями, райцентрами, а также межрегиональные транспортные связи осуществлялись по грунтовым дорогам  и  обветшалым деревянным мостам. Вторым пятилетним планом  развития народного хозяйства СССР – стала  борьба с бездорожьем страны.

 Единственным логичным и наиболее целесообразным вариантом было строительство новой, современной автомагистрали вблизи железнодорожной линии Москва-Брест.

 Решение о строительстве  автомагистрали М1 было принято 80 лет назад - в марте 1934 года. И уже со второй половины 1934  года  и весь 1935 год проводились изыскательские и проектные работы. Само строительство автодороги началось в 1936 году.

 Первый вариант пролегания трассы Москва – Минск был предложен по старой Смоленской дороге, пересекающей большое количество сельских и городских населенных пунктов. Стоимость этого проекта в сметных ценах 1935 года  составляла 1 млрд. руб., срок ввод в постоянную эксплуатацию – 1942 год.

 Однако во второй половине 1936 года первоначальный проект был изменен в сторону значительного сокращения работ и удешевления их стоимости (до 600 млн. руб.). Новый проект носил скорее военно-стратегический, чем народно-хозяйственный характер.

 В случае войны по советским автомагистралям предполагалось организовать быструю массовую переброску войск на автомашинах. По предварительным подсчетам, по автомагистрали Москва – Минск возможно было перебрасывать две стрелковые дивизии в сутки.
 Это была действительно грандиозная стройка страны. Ее вполне можно сравнить со строительством Беломорско-Балтийского канала.

 И вот, в год 80-летия  со времени принятия решения о строительстве магистрали М1 – не в Москве, не в Смоленске и не в Минске, а именно в Вязьме появилась  книга «Как строили первую советскую автомагистраль». Презентация нового издания прошла в вяземском литературном салоне 25 сентября.

 Книга раскрывает неизвестные страницы истории строительства первой советской автомагистрали Москва – Минск, на возведении которой с 1936 по 1941 годы трудились заключенные Вяземлага НКВД.  Это большой исследовательский труд. Издание иллюстрировано раритетными фотографиями.

Автор книги «Как строили первую советскую автомагистраль» – заведующая выставочным отделом мемориала «Катынь» Оксана Викторовна Корнилова.

 Исследование Оксаны Викторовны базируется на документах из фондов НКВД–МВД СССР, находившихся под грифом «совершенно секретно» до 1990-х гг. Десять лет она изучала  историю  лагеря, который располагался в Вязьме  и историю  строительства трассы М1.

Труд заключенных советского ГУЛАГа занимал главное место в системе принудительного труда в СССР. ГУЛАГ  был крупнейшей производственной организацией страны. Принудительный труд использовался на строительстве практически всех крупных сооружений сталинской эпохи. Важнейшей отраслью ГУЛАГа было капитальное строительство.

 Можно ли назвать магистраль М1 «некрополем террора»? Нет. Веземлаг НКВД  был достаточно большим, но он находился в центральном регионе России, и здесь отбывали небольшие  сроки заключения. Смертность, конечно, была, но по сравнению с другими лагерями ГУЛАГА она считалась не очень высокой.

 «Не смотря на то, что ударная стройка шла, как говорится, «за колючей проволокой», архивные документы говорят о том, что на строительстве автомагистрали М1  трудились обычные люди, которые приходила на работу как на простое советское предприятие, -  рассказала на презентации книги Оксана Корнилова. –  В Вяземлаге  НКВД не содержались особо опасные преступники. Здесь отбывали наказание мужчины и женщины с небольшими сроками заключения.  Они работали инженерами, прорабами, десятниками... Со всей страны  для этой  стройки подыскивали  лучших дорожников, мастеров дорожного и мостового дела, собирали необходимую, редкую в то время  технику и отправляли ее сюда, на строительство».

 Стройка автомагистрали  была уникальной для всей страны, потому что в 30-е годы асфальт укладывали только в крупных городах на центральных площадях.

 Книга «Как строили первую советскую автомагистраль» издана при финансировании из бюджета Вяземского городского поселения. Инициатором издания этой большой исследовательской работы стал депутат городского Совета, профессор, историк Д.Е.Комаров. Он обратился в органы местного самоуправления с предложением оказать финансовую поддержку проекту.

 «Когда была готова обложка книги, я настоял на том, чтобы на прорисованном  пути магистрали были обозначены  три города: Москва, Минск и Вязьма. Это исторически обоснованно и справедливо», - сказал Дмитрий Комаров.

 Оксану Корнилову поздравил Почетный гражданин города Вязьмы А. К. Клименков: «Я взахлеб прочел рукопись. Она была очень познавательна и интересна. Труд заключенных, построивших эту грандиозную магистраль,  стал частью будущей большой  победы всего нашего народа».

 Благодарность за работу над книгой О.В.Корниловой выразил  председатель комитета по культуре и туризму районной администрации В.А.Смирнов. Важность нового издания подчеркнула председатель Вяземского районного общества охраны памятников истории и культуры Э.В.Богомолова.

 О том, что материалы, представленные в книге «Как строили первую советскую автомагистраль», интересны многим вязьмичам, свидетельствовал  переполненный зал литературного салона, в котором, не смотря на установку дополнительных мест,  так и не уместились все желающие поприсутствовать на презентации, и многочисленные вопросы к автору книги.

…Автомагистраль Москва-Беларусь построена и успешно функционирует. О существовании Вяземлага  НКВД  до сих пор молчаливо свидетельствуют  песчаные карьеры, которые были задействованы при строительстве  магистрали. А некоторые вязьмичи по сей день проживают в домах, построенных  для строителей магистрали М1.

  Часть истории об этой масштабной стройке сохранена в книге Оксаны Корниловой «Как строили первую советскую автомагистраль». Не исключено, что со временем в этой хронике будут открыты  новые, ранее неизвестные страницы.

 

Евгения Рольник
Фото Алексея Филимонова