основан в 1239 году
Раскопки 2008 года, проводимые на пересечении Смоленской улицы и ул. Докучаева и на Соборной горе в 1973 году, были представлены в одном из залов музея.
«Первый раскоп в 1973 году был разведочным и достаточно маленьким, всего 12 кв. метров, он показал колоссальный потенциал Вязьмы!», - отметила Татьяна Сергина.
Как заметила Т.В. Сергина, основные находки на Соборной горе датируются 12-13 веком. «Это не значит, что ранее никаких поселений здесь не было, но как город Вязьма стала существовать с 13 века. Есть официальная дата первого упоминания Вязьмы в летописи, а именно - 1239 год, и я полностью поддерживаю эту дату», - сказала Татьяна Сергина.
Пять витрин на выставке были посвящены раскопкам на Соборной горе, последующие три – это раскопки около школы № 3. Т. Сергина рассказала, что экспозиция строилась по следующему принципу: даты происхождения вещей определены по слою, с которого они выкопаны.
На выставке были представлены наконечники стрел, целые фрагменты снаряжения всадников, конные подковы, подпружная пряжка. Одними из интересных экспонатов выставки можно считать фрагменты стеклянных браслетов. В середине 12 века они были излюбленными украшениями горожан. Количество их преобладает над металлическими браслетами.
Производство стеклянных браслетов пришло на Русь из Византии и впервые с 30-х годов 12 века стало распространяться в Киеве. Эти украшения были так популярны, что в Киеве наступило их перепроизводство. Считается, что в середине 12 века из Киева выселились стеклоделы и стали налаживать производство в других городах Руси. Центрами перепроизводства браслетов стали: Новгород, Смоленск, Полоцк.
«Так что найденные нами фрагменты браслетов, скорее всего, смоленского производства», - подвела итог Т. Сергина.
Когда провели химико-технологические исследования археологических находок, то выявили, что каждый центр по производству стеклянных украшений имел свой набор, свою схему варки стекла.
В Киеве мастера варили калиево-свинцово-кремнеземное стекло, а в других центрах – свинцово-кремнеземное. В цветовой гамме браслетов древнерусского производства преобладали желтоватые, коричневые, зеленые тона. Браслеты, привезенные из Византии и изготовленные в Киеве, отличались насыщенными бирюзовыми, синими, фиолетовыми цветами и оттенками.
Оборвалось русское стеклоделие с началом татаро-монгольского нашествия. В 1240 году Киев пал под ударом захватчиков и в археологических слоях второй половины13 века стеклянные изделия отсутствуют. Находки стеклянных изделий еще продолжают встречаться в городах, которые не попали под удар, в слоях первой половины 14 века, но не позднее этого времени – в Смоленске, Полоцке, Москве, Новгороде. В скором времени древнерусское стеклоделие угасло.
Первые признаки возникновения стекольного русского производства исследователи связывают с западноевропейским стеклоделием. В это время абсолютно изменился состав стекла. Теперь изделия производились из калиево-известкового-кремнеземного стекла, которое в это время варили почти по всей Европе: в Польше, Германии, Франции.
Что касается находок тканевых фрагментов, то влажный слой глубиной в два метра на Соборной горе хорошо сохранил ткань, кожу, войлок. В раскопках 1973 года было найдено около 30 фрагментов средневековых тканей и одежды, найдены плетеные пояса, изделия из войлока. Интересны находки цельнокроеной обуви, то есть из одного куска кожи.
Начиная со второй половины 12 века и в 13 веке, начинается распространение детально кроеной обуви: выкраивается отдельно верх, подошва. Началось развитие обуви на каблуках. Кроме того, появляется обувь на левую и правую ногу, чего раньше не было.
В одной из витрин были представлены фрагменты керамической посуды. «В основном, керамика обжигалась в простых печах, но это была именно столовая керамика, варить в ней что-то и ставить в печь ее было нельзя», - рассказала Т.В. Сергина. Также на выставке были представлены стеклянные и расписные сосуды и многое другое.
Касательно раскопок напротив школы № 3, проводимых в 2008 году, то там хорошо сохранился фундамент Никольской церкви. Она была одной из крупнейших церквей в городе, с богатейшим внутренним убранством. Т. Сергина отметила, что будет обращаться к Главе Вяземского района И.В. Демидовой с просьбой провести дополнительные раскопки, чтобы определить сохранившийся фундамент Никольской церкви и «законсервировать» его. «Это обычная практика в других городах, забетонировать фундамент, сделать памятную табличку», - отметила Татьяна Сергина.
На вопрос о том, где бы она хотела провести раскопки в Вязьме, если бы у нее была такая возможность, Татьяна Сергина ответила, что ей бы хотелось поработать в городском парке, где в 18 веке находился женский Ильинский монастырь, а также около Смоленского моста и на смотровой площадке около Центральной районной библиотеки.
Мария Домченкова
Фото автора