Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Прокуратура: НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПЛАН ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ НА 2014 - 2015 ГОДЫ. МЕРОПРИЯТИЯ В ОТНОШЕНИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

09.12.2015 74

Весной 2014 года  был утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы, который, как и прочие документы антикоррупционной направленности, содержит мероприятия, адресованные хозяйствующим субъектам.

В каких целях разработан Национальный план по противодействию коррупции на 2014 - 2015 годы? Какие мероприятия антикоррупционной направленности, предусмотренные на данный период, касаются юридических лиц? Какие мероприятия антикоррупционной направленности в отношении юридических лиц предусмотрены действующим законодательством?

В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ, Указом Президента РФ от 11.04.2014 N 226 утвержден Национальный план противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы (далее - Национальный план).

Руководителям федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов поручено, руководствуясь Национальной стратегией противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ от 13.04.2010 N 460 (далее - Национальная стратегия) и Национальным планом, обеспечить внесение в планы по противодействию коррупции соответствующих федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов изменений, направленных на достижение конкретных результатов, а также контроль за выполнением мероприятий, предусмотренных планами. Срок - до 01.07.2014.

Обратите внимание! Указ Президента РФ от 11.04.2014 N 226 "О Национальном плане противодействия коррупции на 2014 - 2015 годы" вступил в силу с 19.04.2014.

Помимо прочих указаний, Президент РФ рекомендовал Общественной палате, Торгово-промышленной палате, Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", политическим партиям, саморегулируемым организациям, общественным организациям, объединяющим промышленников и предпринимателей, продолжить работу по формированию в обществе нетерпимого отношения к коррупционному поведению.

Национальный план содержит различные мероприятия антикоррупционной направленности. В частности, мероприятия Национального плана направлены на решение таких основных задач, как:

- совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ;

- обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп. "б" п. 6 Национальной стратегии;

- активизация антикоррупционного просвещения граждан;

- реализация требований ст. 13.3 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

В целях решения названных задач,  организации исполнения Федерального закона N 273-ФЗ и реализации Национальной стратегии, Национальный план содержит различные поручения органам государственной власти. В их числе Правительство РФ, Генеральная прокуратура, МВД, МИД, Минюст, федеральные органы исполнительной власти, государственные органы субъектов РФ, Банк России, ПФР, ФСС, ФФОМС и др. Таким образом, в практической реализации поставленных задач по борьбе с коррупцией будут задействованы практически все государственные органы, как федеральной власти, так и субъектов РФ.

Так, совместно Правительству РФ и Президиуму Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции в пределах своей компетенции поручается разработать и представить в установленном порядке проекты нормативных правовых актов РФ, направленных на совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ.

Правительству РФ дано поручение осуществить анализ коррупционных рисков в сфере жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка, строительства, а также при реализации крупных инфраструктурных проектов и обеспечить внедрение комплекса мер, направленных на снижение уровня коррупции в данных сферах.

Кроме того, Правительство РФ должно внести предложения:

- о расширении круга юридических лиц, информация о бенефициарных владельцах которых должна быть раскрыта;

- о создании нормативной правовой основы деятельности граждан и организаций по продвижению интересов социальной группы или индивида в государственных и муниципальных органах в целях принятия наиболее благоприятного для данной социальной группы или данного индивида решения (лоббизма), включая подготовку предложений о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки и реализации мер по последовательному введению в практику института лоббизма и о соответствующем кадровом усилении этого направления работы;

- о нормативном закреплении за соответствующим федеральным органом исполнительной власти функции разработки, внедрения и консультативно-методического обеспечения мер по предупреждению коррупции в организациях (ст. 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ) и контроля за реализацией этих мер, а также о соответствующем кадровом усилении этого направления работы;

- о совершенствовании координации и регламентации взаимодействия контрольно-надзорных органов РФ в ходе планирования и осуществления своей деятельности, в том числе при проведении совместных проверок, а также обмена информационными ресурсами и представления единой отчетности о полученных результатах в целях повышения эффективности противодействия коррупции.

 К сведению.

 С 14 мая 2014 г. действует Программа по антикоррупционному просвещению на 2014 - 2016 годы, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 14.05.2014 N 816-р. Программа включает в себя разработку и совершенствование правовой базы в целях создания условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей, а также принятие организационно-управленческих решений по обеспечению условий для повышения уровня правосознания граждан и популяризации антикоррупционных стандартов поведения, основанных на знаниях общих прав и обязанностей.

Также Правительству РФ поручено обеспечить на базе федерального государственного научно-исследовательского учреждения "Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ" проведение научных междисциплинарных исследований на основе законодательства РФ и практики его применения по вопросам:

- административной ответственности юридических лиц за коррупционные правонарушения;

- освобождения юридического лица от административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ, в случае оказания органом управления юридического лица содействия в выявлении факта правонарушения;

- формирования системы мер имущественной ответственности за коррупционные правонарушения;

- формирования в целях противодействия коррупции системы запретов, ограничений и обязанностей;

- создания правовых, организационных и этических основ организации и тактики проведения проверок соблюдения установленных в целях противодействия коррупции запретов и ограничений;

- организации и тактики защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.

 Правительству РФ совместно с Генеральной прокуратурой, Торгово-промышленной палатой, Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства "Опора России", Общероссийской общественной организацией "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организацией "Деловая Россия", Уполномоченным при Президенте РФ по защите прав предпринимателей поручено организовать мониторинг выполнения организациями обязанности принимать меры по противодействию коррупции.

 Помимо названного, Правительству РФ требуется принять меры по обеспечению эффективной деятельности рабочей группы по вопросам совместного участия в противодействии коррупции представителей бизнес-сообщества и органов государственной власти при Президиуме Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции, уделяя особое внимание вопросам реализации Антикоррупционной хартии российского бизнеса.

Согласно Национальному плану Генеральной прокуратуре поручается совместно со Следственным комитетом и другими правоохранительными органами принять меры по активизации работы по выявлению и пресечению фактов дачи незаконных вознаграждений от имени юридических лиц (ст. 19.28 КоАП РФ).

МВД совместно со Следственным комитетом и с заинтересованными федеральными государственными органами поручено разработать меры по совершенствованию взаимодействия в сфере борьбы с налоговыми преступлениями.

Кроме того, МВД совместно с Федеральной службой безопасности, Федеральной службой судебных приставов и Федеральной таможенной службой должно подготовить предложения о практической реализации задачи оперативно-разыскной деятельности по установлению имущества, на которое судами может быть наложен арест или применены конфискационные санкции за совершение преступлений коррупционной направленности.

В целях профилактики преступлений коррупционной направленности и борьбы с ними в системе жилищно-коммунального хозяйства Минстрою совместно с МВД и Следственным комитетом необходимо провести в 2014 г. в системе жилищно-коммунального хозяйства комплекс просветительских и воспитательных мер по разъяснению ответственности за преступления коррупционной направленности. В соответствии с Национальным планом Генеральная прокуратура должна провести проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Следственному комитету и МВД поручается провести в 2015 г. комплекс следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий по выявлению и пресечению коррупционных преступлений в системе жилищно-коммунального хозяйства.

Общероссийской общественной организации "Российский союз промышленников и предпринимателей", Общероссийской общественной организации "Деловая Россия", Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", Торгово-промышленной палате рекомендуется разработать и осуществить комплекс мер по реализации требований ст. 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ, предусматривающих принятие в этих организациях мер по противодействию коррупции, и регулярно проводить занятия по антикоррупционной тематике с руководителями и сотрудниками организаций.

Напомним, что еще в 2012 г. в Федеральный закон N 273-ФЗ была введена ст. 13.3 "Обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции". В соответствии с данной статьей все организации обязаны разрабатывать и принимать меры по предупреждению коррупции. Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

- определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

- сотрудничество организации с правоохранительными органами;

- разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

- принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

- предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

- недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

Согласно ст. 14 Федерального закона N 273-ФЗ, в случае если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Применение за коррупционное правонарушение мер ответственности к юридическому лицу не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к уголовной или иной ответственности за коррупционное правонарушение физического лица не освобождает от ответственности за данное коррупционное правонарушение юридическое лицо.

Во исполнение пп. "б" п. 25 Указа Президента РФ от 02.04.2013 N 309 "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" и в соответствии со ст. 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" Минтруд 08.11.2013 утвердил Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции. Целью данных рекомендаций является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в организациях независимо от их форм собственности, организационно-правовых форм, отраслевой принадлежности и иных обстоятельств.

И так, Национальным планом определены основные направления государственной политики в области противодействия коррупции. В частности, к ним относятся совершенствование организационных основ противодействия коррупции в субъектах РФ, обеспечение исполнения законодательных актов и управленческих решений в области противодействия коррупции в соответствии с пп. "б" п. 6 Национальной стратегии, активизация антикоррупционного просвещения граждан, а также реализация требований ст. 13.3 Федерального закона N 273-ФЗ, касающихся обязанности организаций принимать меры по предупреждению коррупции, и ст. 19.28 КоАП РФ, предусматривающих ответственность за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.