Мой город - Вязьма
Город воинской славы
основан в 1239 году
И.В. Демидова
Глава МО "Вяземский район"
А.А. Григорьев
Глава МО Вяземского городского поселения

Участник восстания в Бухенвальде Николай Кюнг отметил 90-летие

13.08.2007 132
Не так давно в России оставались в живых всего семь защитников Брестской крепости. Один из них – человек, чья судьба непосредственно связана с вяземской землей, а ныне живущий в Подмосковье, в городе Щербинка -Николай Федорович Кюнг. Также он известен как один из организаторов единственного успешного в истории войны восстания заключенных концлагеря Бухенвальд.

 В августовские дни этого года Николай Федорович отметил свое 90-летие. В числе людей, лично поздравивших защитника Брестской крепости с юбилеем был наш земляк, руководитель вяземской общест­венной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма  В.Н. Плетеневский. Виктор Николаевич – давний друг Н.Ф.Кюнга, по его приглашению человек-легенда не раз приезжал в Вязьму, где когда-то жил и учился.
 Николай Федорович Кюнг родился в 1917 году, за месяц до Октябрьской революции. Он появился на свет в деревне Софьино Новодугинского района Смоленской об­ласти в небогатой крестьянской семье. Закончил Вяземский педагогический техникум  и 1 сентября 1935 года впервые переступил класс сельской школы в качестве учителя истории и географии. Вскоре Н.Ф. Кюнг окончил учительский институт при Ленинградском университете, стал директором школы станции Семлёво Вяземского района Смоленской области.
  В 1939 году Николай Кюнг был при­зван в армию. Войну Николай Федорович встретил замполитом полковой школы в Бресте, где, как он сам говорит, «обучал курсантов воевать и быть преданным Родине». 
  22 июня 1941 года воины Брестской крепости первыми, лицом к лицу встретились с врагом. Под шквальным огнем врага им удалось продержаться до ночи. Весь следующий день прошел в напряженной перестрелке. Во вторую ночь горстка оставшихся в живых бойцов решила пойти на прорыв. Из окружения вышло только четверо.
  Вырвавшись из ок­ружения, с боями пройдя до Киева, тяжело раненный на переправе через Десну, Николай Кюнг попал в плен. В сентябре 43-го  он был переведен в концлагерь Бухенвальд с пометкой в личном деле «большевик, возврату не подлежит».
 «Тогда фашисты к пленным относились, как к зверям. Раненых добивали палками, многие умерли от холода, потому что в морозы на них была только легкая одежда, - рассказывал Н.Ф. Кюнг. - Однажды к нам в лагерь приехали «власовцы» и стали агитировать перейти на сторону фашистов. Русский пленный паренек спросил одного из них: «Товарищ капитан, как же так, нас же учили Родину любить?» Тогда я не выдержал и сказал: «Вы предатели, на ваших могилах даже крапива не вырастет!» 
 Николай Кюнг был членом подпольной коммунистической организации лагеря. Отвечал за оружие, собираемое пленными по частичкам с военных заводов, на которых они работали. В лагере было много детей погибших советских пограничников. Неожиданно возникла идея обучать ребят грамоте, математике, истории. Николай Федорович вспоминает случай, когда старенький учитель в центре самого ужасного лагеря войны, окруженного колючей проволокой в 600 вольт, вооруженными и жестокими надсмотрщиками, диктовал советским детям: «Мама мыла раму, папа рыл фашистам яму». 
 «Какая сила была тогда у людей, как они стремились даже в этой страшной ситуации внушить детям любовь к Родине!» - вспоминает Николай Федорович Кюнг.
 11 апреля 1945 года с арсеналом в 96 винтовок, 106 гранат, 158 «вальтеров» и 16 «маузеров» узники Бухенвальда восстали и получили свободу. Тогда они поклялись, что всю жизнь будут бороться с фашизмом.
 Николай Федорович Кюнг  – живая связь времен. В прошлом году, по при­глашению руководителя общест­венной организации бывших несовершеннолетних узников фашизма Виктора Плетеневского,  Кюнг вновь посетил  Вязьму. Он выступил на торжественном собрании в городском Дворце культуры, встретился с юными вязьмичами  и ветеранами.
В настоящее время общественные организации нашего города при­лагают все усилия, чтоб под­держать инициативу Семлёвской школы о присвоении ей имени бывшего директора – Николая Федоровича Кюнга,

На снимках: Николай Федорович Кюнг
Первый памятник жертвам фашизма, установленный на площади лагеря Бухенвальд